Ремонт кондиционера своими руками

Кондиционер по сути напоминает холодильник с опцией No Frost, с разнесенными испарителем и конденсором. Первый стоит внутри помещения, второй — снаружи. Причем допускается смена ролей. Тогда кондиционер уже примется работать на нагрев. В стандартном исполнении трубка, идущая от испарителя на компрессор, толще, это позволит создать там разряжение, одновременно на конденсоре образуется избыток давления, что помогает фреону отдавать тепло окружающей среде. При смене ролей четырехходовой клапан меняет местами трубки. Компрессор смены просто не замечает. Если приведенное описание вызывает затруднение с пониманием, читайте обзор, не пропуская ни строчки. В противном случае переходите ко второй половине, где описан ремонт кондиционера своими руками.

Принцип действия кондиционера

Ремонт напольного кондиционера отличается от операций, выполняемых в случае настенного. Тут конденсор и испаритель спрятались в общем корпусе. Типичный современный кондиционер недаром называют сплит-системой. У прибора два разнесенных блока:

  • внутренний;
  • наружный.

Оба соединяются трактом из трубок и электрики. Лучшей конструкции пока не придумано.

Ремонт наружного блока кондиционера

  • Две трубки медные. По ним течет фреон из здания наружу и обратно. Причем по толстой трубке движется газовая фаза, по тонкой – жидкая. Обе утеплены, потому что температура разная, обмен недопустим. Начинающие задают вопрос, зачем делать из меди контур движения фреона. Это интересный ход мысли, к примеру, в избранных холодильниках используется сталь. Ответ лежит в плоскости удобства использования – монтажникам легче гнуть и прямить, вдобавок объясняется образованием гальванических пар. В последнем случае медь выполняет роль акцептора, значит, трубкам гарантирована долгая служба. Металл долговечен, плохо окисляется. Единственным недостатком меди становится высокая теплопроводность и электропроводность.
  • Одна трубка предназначена для оттока конденсата. На испарителе низкая температура, комнатный воздух прокачивается вентилятором (No Frost холодильников во всей красе). В результате влажность падает, лишний конденсат необходимо отводить. Этим занимается дренажная трубка. Она утеплена и физически прокладывается рядом с фреоновым контуром. Если последний герметичен, гайки затягиваются ключом, трубки из меди, с отводом конденсата проще. Это бывает пластиковая либо резиновая конструкция, стыки обрабатываются фум-лентой или скотчем. Сложности начинаются зимой, когда мороз достает внутрь. Образуется ледяная пробка, конденсат начинает течь в помещение. В зимний набор даже входит специальный провод для подогрева дренажа. Конструкция представляется непродуманной, но лучшего пока не придумано.

Ремонт кондиционера

  • Третьим компонентом назовем электрический кабель. Наружный блок должен брать питание, провод тянется рядом с фреоновым контуром и дренажем. Опасности здесь нет, корпус загерметизирован. Разумеется, сечение токонесущих жил и проводка квартиры либо офиса рассчитаны на созданную нагрузку.

Наружный и внутренний блоки содержат змеевики. Первый играет роль конденсора, второй — испарителя. Оба обдуваются вентиляторами. Причем у наружного предусмотрен подогрев картера компрессора (кстати, неправильно говорить ремонт насоса кондиционера, употребляйте слово компрессор), если предполагается эксплуатация зимой. Стандартные виды смазки не работают одновременно при положительных и отрицательных температурах. Чтобы ремонт вентилятора кондиционера собственноручно не пришлось делать слишком часто, обороты пониженные. Дело усугубляется тем, что в студеную пору хочется тепла, кондиционер пытаются включить на обогрев. В последнем случае испаритель перемещается за окно, где фреон заберет тепло у холодного воздуха. Подобное не всегда возможно.

Самостоятельный ремонт кондиционера

Читатели уже поняли, что состав наружного и внутреннего блока схожий. Комнатный вдобавок содержит инфракрасный приемник команд пульта, схему контроля и управления. Однако компрессор находится снаружи. Это сделано для снижения шума, а также по причине, что при работе выделяет тепло, которое уже стремятся отвести. Считаем, что наступит день, когда конструкция кондиционеров окажется пересмотрена, а компрессор станет располагаться изнутри. Это логичное решение, избавляющее от необходимости прокладки кабеля, смягчающее условия эксплуатации двигателя. Новые инверторные компрессоры сами просятся сюда. В приборах нет вращающихся деталей (линейный тип), просто поршень ходит поступательно взад и вперед.

Итак, компрессор выкачивает фреон из испарителя. Созданное разряжение облегчает процесс перехода в газовую фазу. При этом фреон забирает массу тепла. В компрессоре газ сжимается и поступает на конденсор, где легко переходит в жидкую фазу, отдавая тепло. В задачи вентиляторов (изнутри помещения и снаружи) входит обдув змеевиков для интенсивного теплообмена. Температура контролируется датчиком, на основе показаний электронная схема управляет работой устройств, включая клапан переключения на обогрев. Понятно, что питающая цепь наружного блока проходит через внутренний и замыкается через реле.

Монтаж и заправка кондиционера

Конструкции встречаются разные, но доминирует привычная, знакомая мастерам по холодильникам. Перед заправкой фреоном необходимо вакуумировать канал. Для этого понадобится старый добрый заправочный коллектор. К нему подсоединяется вначале вакуумный насос, процесс откачки идет по манометру. Потом кран перекрывается, и подсоединяется бачок с фреоном.

Новичков интересует, что происходит с воздухом в трубке между коллектором и баллоном. Полагаем, что также проходит внутрь, что неправильно. Воздух содержит влагу, способную убить компрессор, создав ледяную пробку. Стоит лишь понизиться температуре, как пар образует конденсат в змеевике.

Что касается монтажа, в типичном случае длина фреоновой магистрали не превышает 5 метров. На обоих концах обжимаются гайки, потом подводка соединяется с внутренним и наружным блоком. Затягивание ведется ключом. Заполнение канала фреоном ведется через наружный блок. Краны трехходовые. Отвинтив вентиль, подключаем коллектор к системе. При заправке после вакуумирования производим обмыливание стыков, чтобы проверить герметичность. Если целостность трубок и соединений в порядке, начинается заправка. Контроль количества фреона ведется по весу либо по делениям на емкости с хладагентом. Количество заправляемого вещества найдете в паспорте либо на шильдике корпуса.

Порой предусматривается заправка через два отверстия. Высокого и низкого давления (выход и вход компрессора). Капиллярная трубка находится в наружном блоке. Заправка ведется чаще с входа, причем отдельные мастера рекомендуют включать компрессор (при вакуумировании аналогично). Это позволит некоторому количеству фреона раствориться в масле, процесс идет побыстрее. По окончании заправки оборудование тестируется.

Установка кондиционера своими руками

Основные неисправности

Большинство кондиционеров идут с пультом управления с экраном, либо дисплей на корпусе. В случае неполадок здесь отображается код ошибки, позволяя локализовать причину неисправности. Модели снабжены вдобавок режимом самотестирования, создающим дополнительные возможности для определения поломки.

  • Кондиционер не работает на обогрев. При переключении режима воздух продолжает охлаждаться. Вероятно, неисправен четырехходовой клапан, либо схема управления. Начать следует с электроники, при замене детали придется заново заправить фреон, поменять ресивер-осушитель.
  • Зимой нет стока, вода выливается внутрь. Забилась дренажная трубка. Выключите прибор, затем прогреть сток.
  • Кондиционер зимой не работает на обогрев. Пройдена минимальная температура наружного воздуха, при которой фреон способен отдавать тепло.
  • Система в жару не дает холод. Превышена максимальная температура эксплуатации наружного блока. Изначально при установке корпус размещают на теневой стороне здания.

  • Холод не вырабатывается, хотя кондиционер работает, за окном не жарко. Из системы вытек фреон либо капиллярная трубка забита льдом. Отключите прибор, выждите 3-4 часа, если неисправность исчезла, дело в воде, попавшей в контур фреона. В противном случае вытек фреон. В этом случае неисправность после выключения не пропадает. В зависимости от места протечки потребуется ремонт радиаторов кондиционера.
  • Не включается внешний блок. Неисправно управляющее реле внутреннего блока, порван электрический провод либо требуется ремонт платы кондиционера.
  • Кондиционер морозит слишком сильно, не останавливается при достижении заданной температуры. Поломался термостат: датчик либо соответствующая часть электронной схемы.

Чаще случаются утечки. Ремонт трубок кондиционера заключается в пайке. Позаимствуйте инструмент у холодильных мастеров. Особенно разветвленная внутренняя сеть. Ремонт испарителя кондиционера займет массу времени на отыскание места протечки. Допускается использовать стандартный течеискатель, необходимо накачать воздуха в канал.

Особенности работы кондиционера

Кондиционеры предназначены, чтобы охлаждать воздух. Возникает вопрос, зачем люди пытаются зимой устройства использовать на нагрев. Дело в том, что в техническом описании фигурирует фраза «мощность обогрева 2,2 кВт». Устройство потребляет в этом режиме чуть менее киловатта. Выходит, что получаем больше, нежели отдаем. И владелец теплового насоса отлично об этом знает. А кондиционер отличается меньшей стоимостью и не лучшим способом перекачки энергии. За окном нет стабильности, поэтому и режимы не станут соответствовать постоянно написанному в паспорте. Как отремонтировать кондиционер своими руками. Сервисные точки не публикуют в электронном виде полученные от производителя руководства, возможно, материалы коммерческая тайна, а частный мастер не станет писать пособие по ремонту кондиционеров, боясь конкуренции. Если поломка серьезная, зовите профи либо доламывайте прибор самостоятельно.

Преследуем целью обучить ремонту кондиционеров, предоставив понимание работы прибора. Часто незнание основ производит поломки.

Людская жадность уступает по величине только глупости. Это касается и эксплуатации кондиционеров. Если в технических характеристиках приводятся цифры, рядом стоит приписка, в каких условиях проводился тест. Человеку несведущему представляется, что кондиционер выдает лабораторные ватты при любой погоде. Мощность теплообмена между средой и поверхностью зависит от разницы температур. Если змеевик внешнего блока кондиционера дает температуру 90 ºС, а за окном 50 ºС, эффект окажется вдвое меньше, нежели в средних широтах, где в лесу 10 ºС. Аналогичная ситуация складывается при охлаждении. Чем морознее воздух, тем сложнее передать тепло.

Нормальный режим работы кондиционера даже не предусматривает наличия отрицательных температур на испарителе. Влага конденсируется, но не превращается в иней. На этом основана функция осушения. Затронув тему, упомянем: заводское оборудование, специально предназначенное для этих целей, поток подогревает. Чтобы не вызывать ненужных климатических изменений. Полагаем, что кондиционер включают поочередно на охлаждение и нагрев. За цикл температура воздуха не изменится, а влажность снизится.

Указанные моменты нужно понимать, иначе возникает на горизонте необходимость ремонта кондиционера, как следствие незнания. Два типичных случая, выводящих из строя компрессор:

Заправка кондиционера

  1. Внутренний блок кондиционера не чистили годами. Фильтры забились пылью. В результате теплообмен между испарителем и комнатой нарушается. Не спасает даже встроенный вентилятор. Если часть жидкого фреона попадет в компрессор, случится немедленный выход прибора из строя. Готовьтесь провести ремонт кондиционера собственноручно. Если двигатель защищен от перегрузки, сработает реле либо сгорит предохранитель. Приятного мало. Напоминаем, что компрессор расположился во внешнем блоке, висящем на стене дома, добраться туда непросто.
  2. Зимой кондиционер включили при слишком низкой температуре, проигнорировали точные указания производителя, не сработал обогрев фреонового контура. В этом случае ситуация получается аналогичная. За счет низкой температуры хладагент не испаряется. Если жидкая фаза проникнет в компрессор, ситуация приведет к поломке.

Первые советы:

  1. Содержите внутренний и внешний блоки в чистоте. Для этого снимаются фильтры грубой очистки, моются, сушатся. Дальнейшие указания найдете в инструкции по эксплуатации.
  2. Монтаж кондиционера выполняется профессионалами, но, как правило, мастеров зовут в последнюю очередь. Если балкон расположился в тени, застеклен, пробуйте установить внешний блок там. Здесь достигнете ряда преимуществ:

Извлечение фильтра

  • Не требуется разрешения хозяина дома по поводу порчи внешнего вида здания.
  • Соседи не увидят конструкцию, меньше нареканий.
  • Проект окажется проще, легче такую бумагу согласовать. Если удастся не задеть несущих конструкций, работа даже не относится к классу перепланировки. По закону специальная организация сделает проект, выполнит рядовой мастер. Если ошибаемся, скачайте из сети Перечень работ, на которые требуется лицензия СРО. Проекты по тепловому снабжению и вентиляции выполняются исключительно специалистами. По этому поводу возникает множество нареканий, потому что схема установки в готовом виде часто прилагается к покупке.
  • Обслуживание наружного блока проводят не только раз в полгода, как рекомендуется, но чаще, что благоприятно скажется на работе оборудования. Подступ к механизмам ключевое условие. Относительно просто проводится ремонт оконных кондиционеров.

Чистка фильтров кондиционера

  • Отметим скрытый нюанс. На балконе микроклимат мягче, нежели на голой стене. Зимой не так ветер дует, летом не столь сильно припекает солнце. Широкие возможности получают владельцы утепленных и застекленных балконов. В этом случае температура зимой способна не опустится ниже минус 15 ºС. Значит, зимние разновидности кондиционеров возможно использовать круглогодично и получать преимущества. Даже подскажем, как провести перерасчет. В паспорте указаны условия измерения. Мощность пропорциональна разнице температур змеевика и окружающей среды. Первую померим дистанционным инфракрасным термометром (уже писали о детской модели из Скандинавии, диапазон которой простирается до 100 ºС), вторую – стеклянным уличным градусником с ртутью. Потом возьмите пропорцию, где с левой стороны отношение разниц температур, а с правой – мощность паспортная на искомую. Х вычисляют по методике, излагаемой в 5 классе общеобразовательной школы. Это позволит посчитать целесообразность применения изделия в определенных условиях.

Ремонт кондиционера своими руками

  • Работу выполняют самостоятельно. Для верности ознакомьтесь с законами. Заправить кондиционер непросто, но продают в магазинах для автомобилей специальный комплект, который подойдет и в этом случае. Стоимость оборудования для заправки колеблется в пределах 15000 рублей. Это сравнимо со стоимостью услуг установщиков в столице, оборудование для ремонта кондиционеров навсегда остается у владельца. Как использовать оснастку, решайте самостоятельно. Коллектор заправочный допустимо купить отдельно, вакуумный насос сделать руками, электронные весы кухонные применить, отмеряя нужную дозу фреона. При работе с изобутаном (фреон R600a) продуйте канал азотом, прежде чем подносить горелку (если предполагается залатать дыры). Иначе система может просто взорваться. Сварщик тоже пострадает. О методиках на портале ВашТехник немало написано в разделе холодильников. Разница не слишком большая с кондиционерами.
  • Ремонт наружного блока сильно упростится, а ситуация замерзания конденсата сгладится. Обходятся порой без специального кабеля для обогрева, уже смотрят по месту, чтобы вреда не вышло.

Общие правила ремонта кондиционеров

Выключайте прибор из сети перед чисткой. Позаботьтесь о подключении через дифференциальное устройство защиты всего оборудования. Не подпускайте к работающему прибору маленьких детей. Обращайтесь с кондиционером бережно, и агрегат проработает долгий срок. При необходимости либо подозрении на утечку, проверяйте манометром через сервисные разъемы наружного блока давление в системе. Там расположена арматура переходников на стороне высокого и низкого давления под инструмент для ремонта кондиционеров. Указанные цифры приводим из справочного издания и ручаться за них на сто процентов не можем, но для ориентировки численные значения подойдут:

  • Показания на стороне высокого давления 15 – 20 атм.
  • Показания на стороне низкого давления до 5 атм.

Для измерений пользуйтесь заправочным коллектором. Не забывайте, что при стыковке необходимо использовать предельно короткие коммутации, чтобы не потерять фреон на длине измерительных сервисных шлангов. В идеале лучше прикрутить манометр на разъем внешнего блока. Разумеется, кондиционер придется включить для проверки. В противном случае давление на высокой и низкой стороне окажется одинаковым.

Ремонт плат управления кондиционеров требует отдельного разговора. Ремонт кондиционеров Toshiba в этом плане и кондиционеров Электролюкс принципиально отличаются, описать случаи в полном объеме не имеем возможности.