Ремонт кондиционера своими руками

Кондиционер по сути напоминает холодильник с опцией No Frost, у которого испаритель и конденсор разнесены. Первый стоит внутри помещения, второй — снаружи. Причем допускается смена ролей. В этом случай кондиционер уже будет работать на нагрев. В стандартном исполнении трубка, идущая от испарителя на компрессор, толще, это позволит создать там разряжение, тогда как на конденсоре образуется избыток давления, что помогает фреону отдавать тепло окружающей среде. При смене ролей четырехходовой клапан меняет местами трубки. Компрессор этого просто не замечает. Если приведенное описание вызывает затруднение с пониманием, то читайте обзор, не пропуская ни строчки. В противном случае переходите ко второй половине, где описан ремонт кондиционера своими руками.

Принцип действия кондиционера

Ремонт напольного кондиционера отличается от тех операций, которые выполняют в случае настенного. Тут конденсор и испаритель спрятались в одном корпусе. Типичный же современный кондиционер недаром называют сплит-системой. У него два разнесенных блока:

  • внутренний;
  • наружный.

Оба соединяются трактом из трубок и электрики. Некоторые считают такую конструкцию несуразной, но ничего лучшего пока не придумано.

Ремонт наружного блока кондиционера

  • Две трубки медные. По ним течет фреон из здания наружу и обратно. Причем по толстой трубке движется газовая фаза, а по тонкой — жидкая. Обе утеплены, потому что температура разная, а обмен недопустим. Начинающие задают вопрос, зачем делать из меди контур движения фреона. Это на деле интересный ход мысли, потому что в некоторых холодильниках используется сталь. Ответ лежит в плоскости удобства использования – монтажникам легче гнуть и прямить, – а также объясняется образованием гальванических пар. В последнем случае медь выполняет роль акцептора, а значит, трубкам гарантирована долгая служба. Металл долговечен, плохо окисляется. Единственным недостатком меди в этом случае является высокая теплопроводность и электропроводность.
  • Одна трубка предназначена для оттока конденсата. На испарителе низкая температура, а комнатный воздух прокачивается вентилятором (No Frost холодильников во всей красе). В результате влажность падает, а лишний конденсат необходимо куда-то девать. Этим и занимается дренажная трубка. Также утеплена и физически прокладывается рядом с фреоновым контуром. Но если последний герметичен, гайки затягиваются ключом, трубки из меди, то с отводом конденсата проще. Это может быть пластиковая или резиновая конструкция, стыки обрабатываются фум-лентой или скотчем. Проблемы начинаются зимой, когда мороз достает внутрь. Образуется ледяная пробка, конденсат начинает течь в помещение. В зимний набор даже входит специальный провод для подогрева дренажа. Представляется эта конструкция непродуманной, но ничего лучшего пока не придумано.

Ремонт кондиционера

  • Третьим компонентом назовем электрический кабель. Наружный блок должен брать питание, и провод тянется рядом с фреоновым контуром и дренажем. Ничего опасного здесь нет, потому что корпус загерметизирован. Разумеется, сечение токонесущих жил и проводка квартиры или офиса рассчитаны на созданную нагрузку.

И наружный, и внутренний блоки содержат змеевики. Один играет роль конденсора, другой — испарителя. Оба обдуваются вентиляторами. Причем у наружного предусмотрен подогрев картера компрессора (кстати, неправильно говорить ремонт насоса кондиционера, употребляйте слово компрессор), если предполагается эксплуатация зимой. Стандартные виды смазки не работают одновременно при положительных и отрицательных температурах. И чтобы ремонт вентилятора кондиционера своими руками не пришлось делать слишком часто, обороты в этом случае пониженные. Дело усугубляется тем, что в студеную пору хочется тепла, и кондиционер пытаются включить на обогрев. В этом случае испаритель перемещается за окно, где фреон заберет тепло у и без того холодного воздуха. Понятно, что это не всегда возможно.

Самостоятельный ремонт кондиционера

Читатели уже поняли, что состав наружного и внутреннего блока схожий. Однако комнатный еще содержит инфракрасный приемник команд пульта, а также схему контроля и управления. Однако компрессор именно снаружи. Это сделано для снижения шума, а также по той причине, что при работе выделяет тепло, которое и так стремятся отвести. Считаем, что наступит день, когда конструкция кондиционеров будет пересмотрена, а компрессор станет располагаться изнутри. Это логичное решение, которое избавит от необходимости прокладки кабеля, а также смягчит условия эксплуатации двигателя. Новые инверторные компрессоры сами просятся на это место. В них нет вращающихся деталей (линейный тип), а просто поршень ходит поступательно взад и вперед.

Итак, компрессор выкачивает фреон из испарителя. Созданное разряжение облегчает процесс перехода в газовую фазу. При этом фреон забирает много тепла. В компрессоре газ сжимается и поступает на конденсор, где легко переходит в жидкую фазу, отдавая тепло. В задачи вентиляторов (изнутри помещения и снаружи) входит обдув змеевиков для интенсивного теплообмена. Температура контролируется датчиком, на основе показаний электронная схема управляет работой всех устройств, в том числе клапана переключения на обогрев. Понятно, что питающая цепь наружного блока проходит через внутренний и замыкается через реле.

Монтаж и заправка кондиционера

Конструкции встречаются разные, но доминирует та, привычная, которая знакома мастерам по холодильникам. Перед заправкой фреоном необходимо вакуумировать канал. Для этого понадобится старый добрый заправочный коллектор. К нему подсоединяется для начала вакуумный насос, процесс откачки идет по манометру. Затем кран перекрывается, и подсоединяется бачок с фреоном.

Новичков интересует, что происходит с воздухом, который в трубке между коллектором и баллоном. Полагаем, что также проходит внутрь, и это неправильно. Воздух содержит влагу, которая способна убить компрессор, создав ледяную пробку. Стоит лишь понизиться температуре, как пар образует конденсат в змеевике.

Что касается монтажа, то в типичном случае длина фреоновой магистрали не превышает 5 метров. На обоих концах обжимаются гайки, затем подводка соединяется с внутренним и наружным блоком. Затягивание ведется ключом. Заполнение канала фреоном ведется через наружный блок. Краны трехходовые. Отвинтив вентиль, подключаем коллектор к системе. При заправке после вакуумирования производим обмыливание стыков, чтобы проверить герметичность. Если целостность трубок и соединений в порядке, то начинается заправка. Контроль количества фреона ведется по весу, либо по делениям на емкости с хладагентом. Количество заправляемого вещества найдете в паспорте или на шильдике корпуса.

Читайте также:  Какую сплит-систему купить

Иногда предусматривается заправка через два отверстия. Высокого и низкого давления (выход и вход компрессора). Капиллярная трубка находится в наружном блоке. Заправка ведется чаще с входа, при этом некоторые мастера рекомендуют включать компрессор (при вакуумировании тоже). Это позволит некоторому количеству фреона раствориться в масле, а процесс идет побыстрее. По окончании заправки оборудование тестируется.

Установка кондиционера своими руками

Основные неисправности

Большинство кондиционеров идут с пультом управления с экраном, либо дисплей на корпусе. В случае неполадок здесь отображается код ошибки, который во многих случаях позволит локализовать причину неисправности. Модели снабжены помимо этого режимом самотестирования, который создает дополнительные возможности для определения поломки.

  • Кондиционер не работает на обогрев. При переключении режима воздух продолжает охлаждаться. Вероятно, неисправен четырехходовой клапан, либо схема управления. Начать следует с электроники, потому что при замене детали придется заново заправить фреон, а также поменять ресивер-осушитель.
  • Зимой нет стока, вода выливается внутрь. Забилась дренажная трубка. Выключите прибор, затем прогреть сток.
  • Кондиционер зимой не работает на обогрев. Пройдена минимальная температура наружного воздуха, при которой фреон способен отдавать тепло.
  • Система в жару не дает холод. Превышена максимальная температура эксплуатации наружного блока. Изначально при установке корпус размещают на теневой стороне здания.

  • Холод не вырабатывается, хотя кондиционер работает, и за окном не так жарко. Из системы вытек фреон, либо капиллярная трубка забита льдом. Отключите прибор, выждите 3-4 часа, если неисправность исчезла, то дело в воде, которая попала в контур фреона. В противном случае вытек фреон. В этом случае неисправность после выключения не пропадает. В зависимости от места протечки потребуется ремонт радиаторов кондиционера.
  • Не включается внешний блок. Неисправно управляющее реле внутреннего блока ,порван электрический провод, либо требуется ремонт платы кондиционера.
  • Кондиционер морозит слишком сильно, не останавливается при достижении заданной температуры. Поломался термостат. Это может быть и датчик, и соответствующая часть электронной схемы.

Чаще случаются утечки. Ремонт трубок кондиционера заключается в пайке. Для этого позаимствуйте инструмент у холодильных мастеров. Особенно разветвленная внутренняя сеть. Ремонт испарителя кондиционера займет много времени на отыскание места протечки. Для этого допускается использовать стандартный течеискатель, необходимо накачать воздуха в канал.

Ремонт пульта кондиционера оставляем на следующий раз. Это больше подходит к разделу электроники. А ремонт муфты кондиционера рассмотрим в теме компрессоров.

Особенности работы кондиционера

Кондиционеры предназначены, чтобы охлаждать воздух. Возникает вопрос, зачем люди пытаются зимой эти устройства использовать на нагрев. Дело в том, что в техническом описании фигурирует фраза «мощность обогрева 2,2 кВт». В то же время устройство потребляет в этом режиме чуть менее одного киловатта. Выходит, что получаем больше, нежели отдаем. Именно так, и владелец теплового насоса отлично об этом знает. А кондиционер отличается только меньшей стоимостью и не лучшим способом перекачки энергии. Дело в том, что за окном нет стабильности, поэтому и режимы не будут соответствовать все время тому, что написано в паспорте. Как отремонтировать кондиционер своими руками. Сервисные точки не публикуют в электронном виде полученные от производителя руководства, возможно, материалы коммерческая тайна, а частный мастер не станет писать пособие по ремонту кондиционеров, боясь конкуренции. Если поломка серьезная, зовите профи или доламывайте прибор самостоятельно! И не ждите здесь подробный рассказ про ремонт кондиционеров Daikin из Китая или кондиционеры Neoclima.

Преследуем целью обучить ремонту кондиционеров на понимании того, как работает прибор. Часто незнание основ и производит поломки.

Людская жадность уступает по величине только глупости. Это касается и эксплуатации кондиционеров. Если в технических характеристиках и приводятся цифры, то скорее всего рядом стоит приписка, в каких условиях проводился тест. Человеку же несведущему представляется, что какова бы ни была погода за окном, кондиционер выдает эти лабораторные ватты. Мощность теплообмена между средой и поверхностью зависит от разницы температур. Если змеевик внешнего блока кондиционера дает температуру 90 ºС, а за окном 50 ºС. Эффект будет вдвое меньше, нежели в средних широтах, где в лесу, 10 ºС. Это учитывают, потому что та же ситуация складывается при охлаждении. Чем морознее воздух, тем сложнее передать тепло.

Нормальный режим работы кондиционера даже не предусматривает наличия отрицательных температур на испарителе. Влага там конденсируется, но не превращается в иней. На этом основана функция осушения. Раз уж затронули тему, то упомянем: заводское оборудование, специально предназначенное для этих целей, еще поток и подогревает. Чтобы не вызывать ненужных климатических изменений. Полагаем, что кондиционер включают поочередно на охлаждение и нагрев. За цикл температура воздуха не изменится, а влажность снизится.

Указанные моменты нужно понимать, потому что иначе возникает на горизонте необходимость ремонта кондиционера, как следствие незнания. Вот два типичных случая, которые могут из строя вывести компрессор:

Заправка кондиционера

  1. Внутренний блок кондиционера не чистили сто лет. Фильтры забились пылью. В результате теплообмен между испарителем и комнатой нарушается. Не спасает даже встроенный вентилятор. Если часть жидкого фреона попадет в компрессор, то это немедленный выход прибора из строя. Готовьтесь провести ремонт кондиционера своими ручками. Если двигатель защищен от перегрузки, то сработает реле, или сгорит предохранитель. Приятного в этом в любом случае мало. Напоминаем, что компрессор расположился во внешнем блоке, который часто висит на стене дома, и добраться туда не так просто.
  2. Зимой кондиционер включили при слишком низкой температуре, или проигнорировали точные указания производителя, не сработал обогрев фреонового контура. В этом случае ситуация получается та же. За счет низкой температур хладагент не испаряется. Если жидкая фаза проникнет в компрессор, то это приведет к поломке.
Читайте также:  Обслуживание кондиционера своими руками

По этому поводу первые советы:

  1. Содержите внутренний и внешний блоки в чистоте. Для этого снимаются фильтры грубой очистки, моются, сушатся. Дальнейшие указания найдете в инструкции по эксплуатации.
  2. Монтаж кондиционера выполняется профессионалами, но, как правило, мастеров как раз зовут в последнюю очередь. Если балкон расположился в тени, или даже застеклен, пробуйте установить внешний блок там. Здесь достигнете нескольких преимуществ:

Извлечение фильтра

  • Не требуется разрешения хозяина дома по поводу порчи внешнего вида здания.
  • Мало кто из соседей увидит конструкцию, а значит, и меньше будет нареканий.
  • Проект будет проще, и легче такую бумагу согласовать. Если удастся не задеть несущих конструкций, то работа даже не будет относиться к классу перепланировки. По закону все равно специальная организация сделает проект. А вот выполнит рядовой мастер. Если ошибаемся, то скачайте из сети Перечень работ, на которые требуется лицензия СРО. Проекты по тепловому снабжению и вентиляции выполняются только специалистами. По этому поводу возникает множество нареканий, потому что схема установки в готовом виде часто прилагается к покупке. Казалось бы, чего еще. Но представьте себе, что хозяева телевизионных антенн должны преодолеть такой же ад. А там и совсем просты монтажные операции, но закон требует, а организациям нужно же зарабатывать на членские взносы…
  • Обслуживание наружного блока проводят не только раз в полгода, как это рекомендуется, но даже и чаще, что благоприятно скажется на работе оборудования. Подступ к механизмам ключевое условие. С этой точки зрения относительно просто проводится ремонт оконных кондиционеров.

Чистка фильтров кондиционера

  • Некоторый нюанс отметим, который не так очевиден. На балконе микроклимат мягче, нежели на голой стене. Зимой не так ветер дует, летом не столь сильно припекает солнце. Широкие возможности получают владельцы утепленных и застекленных балконов. В этом случае температура зимой на них может не опустится ниже минус 15 ºС. А значит, зимние разновидности кондиционеров можно использовать круглый год и получать от этого преимущества. Даже подскажем, как провести перерасчет. В паспорте указаны условия измерения. Мощность пропорциональна разнице температур змеевика и окружающей среды. Первую померим дистанционным инфракрасным термометром (уже писали о детской модели из Скандинавии, диапазон которой простирается до 100 ºС), вторую – стеклянным уличным градусником с ртутью. Затем возьмите пропорцию, где с левой стороны будет отношение разниц температур, а с правой – мощность паспортная на искомую. Х вычисляют по методике, излагаемой в 5 классе общеобразовательной школы. Это позволит посчитать целесообразность применения изделия в тех или иных условиях.

Ремонт кондиционера своими руками

  • Работу выполняют самостоятельно. Для верности ознакомьтесь с законами. Мы бы сказали, что заправить кондиционер непросто, но продают в магазинах для автомобилей специальный комплект, который подойдет и в этом случае. Если память не изменяет, то стоимость оборудования для заправки колеблется около 15000 рублей. Это сравнимо со стоимостью услуг установщиков в столице, но при этом оборудование для ремонта кондиционеров навсегда остается у владельца. А как использовать оснастку, решайте сами. Да и коллектор заправочный купить можно отдельно, и вакуумный насос сделать руками, и электронные весы кухонные применить, что отмерить нужную дозу фреона. Было бы желание, а о законности наводите справки на форумах. В России народ любит делать работу своими руками. При работе с изобутаном (фреон R600a) продуйте канал азотом, прежде чем подносить горелку (если предполагается залатать дыры). Иначе система может просто взорваться. Сварщик тоже пострадает. О методиках на портале ВашТехник много написано в разделе холодильников. Разница не очень большая с кондиционерами.
  • Ремонт наружного блока сильно упростится, а проблема замерзания конденсата будет стоять не так остро. Можно обойтись без специального кабеля для обогрева, но это уже смотрят по месту, чтобы чего не вышло.

Общие правила ремонта кондиционеров

Выключайте прибор из сети перед чисткой. Также позаботьтесь о подключении через дифференциальное устройство защиты всего оборудования. Не подпускайте к работающему прибору маленьких детей. Обращайтесь с кондиционером бережно, и агрегат будет работать долгий срок. При необходимости или подозрении на утечку, проверяйте манометром через сервисные разъемы наружного блока давление в системе. Там расположена арматура переходников на стороне высокого и низкого давления под инструмент для ремонта кондиционеров. Следующие цифры приводим из справочного издания и ручаться за них на сто процентов не можем, но для ориентировки численные значения подойдут:

  • Показания на стороне высокого давления 15 – 20 атм.
  • Показания на стороне низкого давления до 5 атм.

Для измерений пользуйтесь заправочным коллектором. Не забывайте, что при стыковке необходимо использовать как можно более короткие коммутации, чтобы не потерять фреон на длине измерительных сервисных шлангов. В идеале лучше будет прикрутить манометр на разъем внешнего блока. Разумеется, кондиционер придется включить для проверки. В противном случае давление на высокой и низкой стороне будет одним и тем же.

Ремонт плат управления кондиционеров переносим на следующий раз. Но заранее скажем, что про программаторы и прочие сложные штуковины не будет ни слова. Ремонт кондиционеров Toshiba в этом плане и кондиционеров Электролюкс будут принципиально отличаться, и описать случаи в полном объеме не имеем возможности.