Содержание
Для обслуживания и ремонта кондиционера собственноручно придется досконально узнать о заправке фреона, требуется разбираться в электротехнике. Компрессор, по большому счету – двигатель, но зашитый в прочную оболочку. Что касается периодической чистки, справится даже девушка, о чем снят подтверждающий ролик, выложенный на Ютуб. Поговорим о проведении обслуживания и ремонте кондиционера, не прибегая к помощи специалистов.
Заправка фреона в кондиционер
В начальном состоянии, пока кондиционер лежит в заводской упаковке, фреон во внешнем блоке. На входном и выходном патрубках стоят краны, закрытые наглухо. Вводя изделия в эксплуатацию, уже собранные воедино блоки и коммуникации из медной трубки освобождают от находящегося там кислорода. Это делается через специальное ветвление входного патрубка внешнего блока кондиционера. Сюда присоединяется коллектор, к нему стыкуется вакуумный насос.
Не все оборудование совместимо. Фреоны разные не только в холодильниках, но и в сплит-системах. Коллектор нужен на используемый тип хладагента, понадобится для ведения оценки достаточности заправки. Заметим, что большинство циферблатов приборов совмещает два и более типов фреонов. Зависимости линейные, по указанной причине сложность исключительно в переводе угла поворота стрелки в цифру. В интернете найдется таблица соответствия величин (к примеру, температур кипения в зависимости от давления) разных хладагентов, по факту осуществите перевод, даже если коллектор не подходит.
Так делать не рекомендуем: имеется шанс ошибиться. Неправильная доза фреона с высокой вероятностью выводит из строя кондиционер, снижает ресурс. К примеру, избыточное давление приводит к неполному переходу хладагента в газовую фазу. При попадании жидкости в компрессор получается большой казус. Если не жалко кондиционер, убедитесь, как сердце агрегата выйдет из строя при нарушении описанного правила.
Для заправки, проверки, дозаправки кондиционера необходимо иметь на руках:
- Коллектор с циферблатом, с маркировкой нужного типа фреона. Допускаем, что в продаже найдется разное оборудование. Необходим коллектор для заправки исключительно кондиционеров.
- Вакуумный насос необходим для освобождения каналов от воздуха и паров воды. Неплохо провести азотирование с повторным удалением инертного газа, в случае работы системы на отрицательные температуры. Не обязательно имеется в виду отрицательная температура на улице. К примеру, когда температура испарителя, пусть и во внутреннем блоке, падает ниже нулевой отметки. Указанная мера обеспечит обезвоживание герметичных каналов, азот набирает влагу. Течеискатели настроены на определенный вид газа. Это метан, диоксид азота, ряд фреонов.
- Уместно сказать, что неплохо иметь в арсенале течеискатель. По падению давления уже видно нарушение герметичности. Необходима методика поиска течи. В холодильниках проще, ведь прибор как на ладони, не считая факта, что нужно отдирать пенополиуретановую теплоизоляцию от задней стенки корпуса добираясь к медным трубкам. В кондиционерах ничего нельзя трогать, вдобавок, внешний блок висит на немалой высоте, как и добрая часть медных коммуникаций. Это подходящее занятие для Человека-паука лазить и искать течь по стене с прибором в руке. Разумнее подозрение бросить на швы. Но теряться фреон может в любой точке, включая пространство внутри блоков.
- Баллон с азотом кустарные мастера пропускают. Не скажем, что азотирование является необходимой на 100% мерой. Но сухой газ высушивает канал, удаляет иней.
- Сказанное выше касается подготовительных работ. Чтобы начать заправку, понадобится баллон с фреоном. Причем хладагент выбирают совместимый с кондиционером, нельзя заправить прибор левым веществом, так как работоспособность нарушится. Не будем говорить об объемах, проходных сечениях, разрезах фильтров и клапанов, заправлять нужно в объеме и конкретным веществом, описанном в инструкции. Кстати, достать руководство по сервисному обслуживанию проблематично. На холодильниках надписаны тип и количество фреона, начали бы с заводского шильдика, к примеру, внешнего блока, осмотрели бы компрессор.
- Для контроля массы нужны весы. Баллон рекомендуется переворачивать. Контроль массы ведут с точностью до грамма. Исключение составляет случай ведения дозаправки. Здесь придется действовать на глаз. Если сервисные центры и имеют таблицы, то рядовым покупателям их не достать. Нехватку или избыток фреона определяют по разнице температур кипения (для фиксированного давления) и на входе внешнего блока (толстый патрубок). При несоответствии подсчитанной величины нормам делают поправки. Проще уменьшить количество фреона. Для этого часть хладагента спускают через коллектор. При присоединении баллона, в трубке находится воздух. Он не должен попасть внутрь. Лишний стравливают клапаном коллектора.
- Термометр нужен любой. Но лучше с металлической контактной площадкой. Едва ли получится уличным градусником правильно провести измерения температуры толстого патрубка внешнего блока кондиционера. Разрешено ли пользоваться инфракрасным термометром бесконтактного типа? Если сумеете точно нацелить, а диапазон измерений совпадает с нужным, то допускается.
Перед проведением процедуры неплохо раздобыть руководство. В нем описаны степень накачки вакуума, время выдержки до последующей процедуры, давление фреона в различных условиях. Даже обучающие фильмы наших фирм не подходят, так как носят скорее рекламный характер. Там пропущены отдельные технологические шаги. Понятно, что на практике так делать нельзя.
Нужно быть технически подкованным для завершения дела. Новичкам потребуется уточнять разницу температур точки кипения фреона и значения на входе толстого патрубка внешнего блока. Недавно на портале обзор посвящали теме заправки, где расписали технологические операции подробно. Прочие скажут, что не указан режим работы. Действительно, речь шла про охлаждение. И, разумеется, кондиционер должен работать. Но тем, кто этого не понимает, недостаточно просто купить оборудование для заправки кондиционеров. Рекомендуем почитать литературу прежде, чем лезть в дебри.
Несколько слов о диагностике. К примеру, если в мороз кондиционер перестал греть вовсе, а в оттепель, по истечении времени оказалось, что оборудование работает, значит, во фреоновый контур попала вода. Это не критично, в кондиционерах не ставят фильтры-осушители. В точке ниже нулевой отметки ситуация меняется. Змеевик внешнего блока, при работе на обогрев, холоднее окружающей среды, забирая из нее тепло. Если за окном минус 10 по Цельсию, получается гораздо ниже точки замерзания воды. В результате функционирование оборудования нарушится. Это явится причиной периодической, плавающей неисправности либо выведет из строя, к примеру, механическую часть компрессора.
Когда летом наблюдается отсутствие толка от работы, это признак утечки фреона, что проверяется при помощи коллектора. Прибор цепляется на сервисный патрубок внешнего блока кондиционера. Если показывает значение, равное атмосферному давлению, значит, пришло время менять хладагент. Либо вышел из строя компрессор. Как большая часть современной бытовой техники, кондиционеры оснащены встроенным самоконтролем. От интеллектуальности системы зависит быстрота поиска неисправности.
По тексту не касались канальных внутренних блоков. В них возможности для создания работоспособных систем регулировки микроклимата широкие. Многие кондиционеры умеют проветривать помещения.
Если сверху капает дождь, то наступил момент покупки козырька для кондиционера.
Устройство современного кондиционера
Самостоятельный ремонт и обслуживание кондиционеров чаще ложатся на плечи сотрудников частных предприятий. Поэтому ремонтникам приходится выполнять работу сервисных мастерских. Кондиционеры внутри похожи, если не одинаковы. Не пугайтесь слов “инверторное управление” и прочих терминов. В первом случае просто используют схему модуляции напряжения по амплитуде, что снижает или повышает обороты компрессора. В результате интенсивность охлаждения изменяется, но двигатель не останавливается. Считается, данные устройства долговечнее, благодаря щадящему режиму работы.
Сплит-система (кондиционер), состоит из двух блоков, причем главная часть вынесена на улицу. Это компрессор, четырехходовой клапан (у моделей, работающих на нагрев) и схема обогрева картера на случай морозов. Кондиционер, по сути, является тепловым насосом или даже холодильником. В нормальном режиме работы, испаритель (морозящая часть) ставят внутри, а конденсор снаружи. Оба обдуваются вентиляторами, поэтому часто возникает сложность проведения ремонта бытовых кондиционеров в данной части.
Внутренний змеевик замысловатой формы, течь найти тяжеловато. Эти хитросплетения медных трубок заводят в тупик. Сложность усугубляется тем, что традиционный метод обмыливания применить трудно по причине большой протяженности. В первую очередь обработаем узлы и продолжим движение дальше. Если присутствует уверенность, что фреон уже вытекает, сведущие мастера рекомендуют накачать систему воздухом. До 10 атм. В данном случае воздух смешается с остатками фреона, начнет проникать за пределы системы, потом примените стандартный течеискатель. При работе с изобутаном держите подальше спички и прочие опасные предметы во избежание возгорания.
Течеискатель настраивают на тип фреона. Кстати, по технологии рекомендуется закачивать внутрь смесь, но, из-за наличия остатков в контуре, мастера опытные используют компрессор. Доступ через патрубок расположен в районе внешнего блока, где установлены тройники с кранами для сервисного обслуживания. Одна сторона высокого давления, другая низкого. Бывает, что в первом случае трубка тонкая, во втором толстая. Сверяйтесь с инструкцией, где смотреть параметры.
Закачивать воздух нужно со стороны низкого давления, в противном случае процесс усложнится тем, что поток пройдет через капиллярную трубку (или клапан регуляции температуры). Чистка и ремонт кондиционера продлятся на неизвестный промежуток времени.
Удобно в данном случае продувать систему, либо вакуумировать для удаления влаги перед заправкой. Необходимо выждать 15 мин даже при условии полной откачки газа из системы (воздуха и фреона). Это гарантирует, что ресивер-осушитель справится с задачей. В данном случае рекомендуется запустить на непродолжительный срок компрессор, для удаления из масла растворенных газов. Фреон заходит внутрь под собственным давлением из баллона. Количество вымеряется по массе электронными весами. Вакуум создается насосом. Для данных операций используется заправочный коллектор. Ход выполнения заправки и ремонта кондиционеров:
- Изначально убедитесь, что фреон требуется менять. Допустима ли дозаправка? В канал медных трубок возможно попадание воздуха. По технологии требуется замена. В противном случае, компрессор в скором времени прикажет долго жить, а режимы работы двигателя станут напряженными из-за падения эффективности системы. Воздух содержит влагу, а это отдельная беда для фреоновых установок: хладагент придется менять, дозаправкой не отделаешься.
- На необходимость заправки фреона указывает нарушение поддержки режимов. Не работают охлаждение и нагрев. В данном случае прибор отключается. Тракт прогревается по всей длине. Это делается в мороз в предположении, что в трубках присутствует вода, и лед забил капиллярную трубку. Процесс не настолько прост, как кажется: наружный блок, где часть агрегатов содержится, висит на приличной высоте над землей. Уместно вспомнить совет мастеров по установке наружной части сплитки на балконе. Летом действия по обогреву не выполняются, так как отрицательных температур в неработающем кондиционере нет, следовательно, ледяная пробка образоваться не может. Понятно, почему в климатическом оборудовании не уделяют столько внимания фильтру-осушителю, как в холодильниках, где температура испарителя значительно ниже нулевой отметки. Если и зимой прогрев не помог, виновата утечка фреона.
- Для подтверждения падения давления в медных трубках упало, измерим параметр. Сервисные краны расположены на внешнем блоке кондиционера. Арматуру легко заметить – туда прикручиваются соединительные медные трубки. В откручивании гаек нет необходимости. Перед открытием кранов, установите манометры. На худой случай, подойдет коллектор. Давление внутри должно быть больше, поэтому воздух из соединительной трубки в контур не попадет. Давление выше атмосферного при работающем компрессоре. Подробнее о значениях осведомитесь в паспорте или у службы технической поддержки фирмы. Не сомневаемся, для каждого кондиционера индивидуальные значения.
- При обнаружении падения давления необходимо провести вакуумирование. Процесс удаляет влагу и воздух из контура, готовя кондиционер к заправке свежим фреоном. Левая часть коллектора соединяется со входом компрессора, по средней трубке происходит откачка, следом заправка. Ряд коллекторов позволяют не производить операций стыковки и расстыковки. Это удобно, но опытные мастера выкручиваются. После вакуумирования необходимо подождать. Насос находится в работающем состоянии. Пока фреоновая смесь выйдет через капиллярную трубку, пройдет время. Профи рекомендуют выждать 15 мин с работающим насосом, следом начинайте заправку. Для этого вентили коллектора перекрывают, дальше, вместо насоса подключается баллон, либо поршень с фреоном.
- Емкость с хладагентом ставят на весы, после, по массе контролируют процесс заправки. Фреон постепенно перетекает в контур. Затем вентили перекрывают и проверяют систему медных каналов на утечки. Это титанический труд. Потому трубки сделаны из меди. При контакте с любым металлом при наличии воды прочие материалы становятся акцепторами, а разрушается донор. По данной причине мастеру достаточно проверить стыки и найти утечку. С алюминиевыми трубками микротрещины способны появиться в произвольном месте. Кроме меди возможно применение нержавеющей стали, но стойкий металл обладает малой пластичностью, плохо поддается обработке, гибке, резке. При монтаже кондиционера мастер насаживает гайку на трубку, специальным инструментом делает раструб, и разборное соединение готово.
Схожим образом ведется ремонт мобильных кондиционеров на авто. Для продвинутых шоферов продаются специальные наборы, помогающие заправить контур фреоном. При этом необходимо помнить, что утечка, явившаяся причиной неполадок, должна быть устранена. Диагностика и ремонт бытовых кондиционеров проходят проще, если за наружным блоком не нужно карабкаться на двенадцатый этаж.
Устройство коммуникаций в кондиционере
- Монтаж электрического кабеля проходит через распределительный щиток внутреннего блока.
Это не всегда так, особенно когда одновременно вешаются кондиционеры в нескольких офисах. Но централизованное управление помогает оборудованию действовать эффективно. В данном случае провод из комплекта прикручивается на клеммы, расположенные за съемным щитком. Уместно упомянуть, что кондиционер лучше не подключать через удлинитель. Вдобавок двигатель не любит перепадов напряжения. Отдельные умельцы рекомендуют вести подключение через источник бесперебойного питания персонального компьютера. Насколько решение уместно, судить не беремся. Лучше использовать выделенную розетку и не совмещать подключение тройником с прочими бытовыми приборами. Компрессор при пуске потребляет ток, превышающий рабочий в 3-8 раз, накладывая ограничения на используемые коммуникации.
- Дренажная трубка идет рядом с фреоновыми.
Если последние закручиваются ключом для профилактики утечек, с влагой не так строго. Достаточно сантехнической фум-ленты (либо пакля плюс силиконовый герметик). Соответственно, ремонт и монтаж кондиционеров проводится в данной части проще. Соединения разборные, не требуют специального инструмента.
Диагностика и ремонт кондиционеров начинаются с оценки кода ошибки согласно сервисному руководству. Большинство моделей подскажут, что именно не работает. Надеемся, теперь ремонт кондиционеров Дайкин наши читатели проведут без усилий.
Видео инструкция
Посмотрите инструкцию, чтобы закрепить полученные знания. Сколько ни пиши обзоров, найдутся сведения, хитрости, тонкости, отсутствующие в тексте.