Большинство газовых обогревателей, встречающихся на территории России, выполнены в походном варианте. Домашних по факту мало, к примеру, камины. Трогать их самостоятельно не рекомендуется, ремонт газовых обогревателей, в данном случае, делать должен эксперт из соответствующей службы. Это касается любого газового оборудования. И простейшая колонка для воды содержит в себе массу деталей, при неправильной сборке, последствия могут оказаться печальными. Рассмотрим сегодня импортный газовый обогреватель BigBuddy на пропане, послужившим прообразом другого прибора аналогичного толка. Обсудим кратко устройство, ведь без теоретических знаний внутрь прибора лучше не лезть.
Устройство газового обогревателя
Прежде о баллонах для импортного газового обогревателя. Ничуть не напоминают цанговые или прочие туристические, популярные на территории России. По американским нормам, все снабжается резьбой, ввинчивающийся в приемный венчик газового обогревателя, надежно предохраняя стык от утечек. При установке руководства категорически настаивают проверять герметичность при помощи мыльной воды. Цанговые баллоны в газовый обогреватель не ввинчиваются, а просто протыкаются заборником. На время обслуживания обогревателя, разрешается его снять, а по окончании работ – вернуть обратно.
Газовый водонагреватель BigBuddy снабжен разъемом для «быстрого» соединения. Российские эквиваленты снабжаются просто штуцером, на него натянем шланг. Неудобно, но:
- дешево;
- универсально;
- не требует лишней возни.
Уже при покупке обратим внимание на тип питания обогревателя.
Что касается BigBuddy, туда входит два пропановых американских баллона, а упомянутый штуцер «быстрого» соединения расположен слева. Это позволит без сложностей снабжать себя теплом. Газовый обогреватель BigBuddy снабжен аккумуляторной батареей на 6 В и вентилятором, призванным обдувать две керамические решетки, купающиеся в огне ведущих горелок (левая и правая). Запальный огонек разжигается на старте, нажатием и удержанием в течение 1 мин. ручки регулировки расхода газа. Это время требуется для взвода электромагнитного клапана при помощи ЭДС термопары, установленной на пилотном пламени.
За период в 1 мин. место стыка полупроводников нагревается, и образующееся напряжение удерживает вентиль в открытом положении при помощи катушки. Данная схема повсеместно используется и в России, исключительно в газовых колонках. Для России характерны простые, переносные газовые обогреватели, а не сложные приборы, как BigBuddy. И это напрасно, ведь для суровых российских условий пригодилась бы тепловая пушка, производящая за счет принудительного обдува более эффективный нагрев помещения, нежели инфракрасные приборы. Хотя бы в силу наличия принудительной конвекции воздушных масс.
Из сказанного понятно: если гаснет запальная горелка, то термопара остывает, в результате чего пропадает ЭДС, удерживающая электромагнитный клапан подачи газа в открытом состоянии. А при нажатии кнопки розжига (и удержании) рычажок придавливает сердечник катушки на то время, пока конструкция взведется до рабочего состояния. Теперь становятся доступны три положения:
- Min.
- Mid.
- Max.
Полагаем, понятно назначение сокращений. В режиме минимума работает одна горелка – левая. Соответственно, и греется левая керамическая решетка. Вентилятор включается отдельно и к ручке регулировки расхода газа не относится. После розжига пилотного огонька не стоит ставить расход на Off, так как погаснет и запальная горелка. Следовательно, остынет термопара, и придется начинать процесс заново. Устройство газового обогревателя не предусматривает прочих мер защиты. Поэтому и рекомендуется проблемные места проверять мыльной водой (после подключения баллона, огонь не зажигать), и при наличии пузырьков предпринимать меры по герметизации. Не рекомендуем паять, ведь температура обогревателя может превышать 250ºС, выдерживаемые припоем.
Ремонт газовых обогревателей
Если запальная горелка газового обогревателя BigBuddy при выключенном свете выдает рыжие кончики пламени (или всполохи и искры), стоит начать отсюда. Защитная сетка легко снимается (когда прибор уже остыл), следом необходимо найти ватные палочки (продаются в аптеке), смочить спиртом либо чистящей жидкостью и просто залезть в сопло, для прочистки хода от сажи и нагара. Делать это следует аккуратно, чтобы ватка не застряла внутри. После данной процедуры пламя станет синим, чище, нежели до сервисных мероприятий.
Чтобы тепло шло во фронтальном направлении, позади керамических решеток стоит рефлектор, отделенный воздушной подушкой от задней стенки. Здесь и кроется второй момент. Понадобится отвертка torx, для снятия и последующей продувки панели. Используйте рядовой компрессор, как агрегат сделать своими руками, уже рассказывали, добавим, что хватит давления 3 атм. Это сравнительно мало. Для удобного использования наденьте на шланг китайский пневмопистолет (снабженный собственной шкалой). Аккуратно сдуйте пыль, дальше следует посмотреть на решетки. Если регулярно не чистить прибор, станут черными, а на стенах помещения появится копоть (сам газ сгорает без дыма, но содержит серу и прочие примеси).
Керамические решетки тщательно продуть. А теперь о поломках:
- Во-первых, может не гореть запальный огонек. Причин несколько. Начинаем с проверки наличия газа в баллоне. Проще это сделать по весу, если подыщите подходящий прибор. Либо поменяйте баллон на новый, где гарантированно залит газ. Вторым номером рекомендуется испытать термопару: освобождаем контакты, далее с вольтметром и спичкой проверяем напряжение. Это десятки мВ. По мере нагрева термопары напряжение повышается, если нет, пришло время поставить новую. Скорее подойдет произвольная аналогичная запасная часть для газовой колонки. Выглядит деталь как свеча зажигания в авто. Обратите внимание, что у BigBuddy наличествует и розжиг. В данном случае провода свечи толстые, силовые, а идут вовсе не к клапану. Наконец, в катушке клапана случается обрыв, сердечник не удерживается даже после образования термо-ЭДС. Новый клапан запрашивается у дилера, либо производителя. Уверены, что сегодня на e-bay и в подобных электронных каталогах найдете, что требуется для ремонта газового обогревателя вне зависимости от страны, выпустившей прибор. Маловероятно, что шток с сердечником заклинило либо ручка розжига сломалась. Это чисто механические неисправности, отыскиваемые визуальным осмотром.
- Вентилятор снабжен асинхронным двигателем (коллекторный способен работать от постоянного тока, но слишком шумный). Если пропеллер не крутится, первое подозрение падает на питание. Проверяем тестером, при показателе, равному нулю, переходим к адаптеру напряжения (6 В). Появится шанс, что импульсный блок питания прибора поломался, починить непросто. Ремонт газовых обогревателей собственными руками не вызовет затруднений. Если исправно, то нацеливаемся на двигатель. Выводы показывают сопротивление десятки Ом. Если нет, время выяснить причину. В малых моторах вряд ли присутствует защита от перегрева, скорее всего, перегорела обмотка. Иногда восстановление не займет много времени, так как мотор состоит из одной катушки. Кстати, аккумуляторную батарею заменяют на подобную.
- Если не появляется пламя ведущих горелок, вероятно, неисправность кроется в газовом узле. Ремонт инфракрасных газовых обогревателей в данном случае сводится к поиску нового. Столь сложную деталь восстанавливать собственными силами не рекомендуем. Еще ломается подсистема розжига. Иногда это пьезоэлемент (вечный кристалл), реже схема вроде электроплиты или на батарейке. Реже, потому что для данного расклада понадобится внешнее питание, либо аккумулятор.
Надеемся, что теперь самостоятельно починить газовый обогреватель сможет каждый читатель. Тем более, что большинство из моделей, встречаемые в России, далеко не так сложны, как описанная. Ремонт уличных газовых обогревателей сводится к термопарам и электромагнитным клапанам. Тем, кто хочет больше узнать, рекомендуем почитать на сайте о газовых колонках.
Не сказали про подсистему безопасности. В колонках используется термопара по той причине, что биметаллическая пластина не выдержит высоких температур. Подсистема контроля горения является непременной частью и обогревателей. Чтобы не тратить понапрасну топливо и избежать несчастных случаев, газ снабжают одорантом для обнаружения утечки человеком. Без этого углеводороды обнаружить нельзя.