Установка сплит-системы своими руками

При установке сплит-системы своими руками учитывают миллион мелочей. Не порекомендовали бы браться за это дело, если бы не столь пугающая цена. Итак, чем же вызваны наши проблемы. В первом десятилетии третьего тысячелетия от Рождества Христова Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин прогуливался по столице и решил, что вид зданий сильно изуродован инженерными конструкциями, развешанными по стенам. Как то, сплит-системы, антенны, тарелки спутниковой связи. Разработан и принят ряд законов, которые делали подобные мероприятия по установке сложными и дорогостоящими. Один только проект, показывающий в деталях, как должна вестись установка наружного блока сплит-системы, стоит 6 тыс. рублей. Наказать железным рублем – вот идея Александра Кузьмина. Но никто не подумал, что при таком положении дел установка сплит-системы руками самоучки стала процессом архивыгодным, потому что по стоимости, запрашиваемой специализированными организациями, сравнялась с кондиционером.

Монтаж сплит-системы

Правовые аспекты установки сплит-системы руками граждан

Доподлинно неизвестно, что заставило в 2012 году подать Александра Кузьмина в отставку, но по некоторым сведениям, не понравилась архитектору критика в адрес плана по переустройству Москвы, сплит-системы не при чем. Сам Александр Кузьмин остался в фаворе и с 2014 года возглавляет академию строителей с аббревиатурой РААСН и хитрой расшифровкой. Это позволит считать, что идеи по поводу установки сплит-систем в почете у власти, следовательно, концепции будут претворять в жизнь.

Вот только стоит это немало. Уже перечисляли, сколько документов собрать придется, чтобы водворить наружный блок сплит-системы на место. При этом еще в середине прошлого десятилетия сам процесс не сложнее, нежели установка на кухонном столе кофемолки. Не требовалось никаких проектов, разрешений и тому подобной суеты. Это обозначило на бытовом уровне склонность к мошенничеству. Поэтому знайте: перед установкой сплит-системы по закону каждый гражданин и патриот обзаводится правильно оформленным проектом, стоящим изрядной суммы. Найдите в сети документ, который называется Перечень строительных работ, подлежащих лицензированию (может наименование чуть отличаться). В этом законодательном акте приводится список всех мероприятий, которые только на свете выдуманы, с указанием, нужна ли лицензия для проведения.

Даже так на память скажем, что системы микроклимата проектируются только специализированными учреждениями с лицензией. Однако сплит-системы вещь покупная, поэтому вопрос об установке остается спорным.

Например, реализация готового проекта по кондиционированию или отоплению, прокладка электрики лицензии не требуют. Закон периодически меняется, поэтому предлагаем читателям скачать себе на компьютер с серьезного правительственного сайта и внимательно изучить. А теперь про то, что не рекомендуем делать. Не стоит пытаться найти ответ на форумах. Там описаны правильные решения по поводу сплит-систем, но чтобы отличить от фэйковых и дилетантских, нужен опыт. Поверьте, бумага с перечнем не так сложна, как покажется на первый взгляд. Счастливый обладатель WordPad найдет нужное и узнает, будет ли нарушением закона самостоятельная установка сплит-системы.

А теперь о том, как выглядела мошенническая схема. Не открываем ничего нового, об этом говорится в репортаже Первого канала по теме вопроса. Фирмы-однодневки ставили клиентам кондиционеры без документов, а владельцы сплит-систем утверждали, что монтаж выполнен еще до введения закона. А, как известно, закон обратной силы по времени не имеет. Поэтому, если только нет возможности доказать, как дело обстояло в действительности, привлечь к ответу владельца и фирму не удастся. Только обращаем внимание, что проводя установку сплит-системы своими руками, наживете неприятности. Согласно решению суда, оборудование может быть демонтировано государством в одностороннем порядке, не факт, что при этом работоспособность системы не будет нарушена. Вряд ли приставы станут перекачивать фреон во внешний блок сплит-системы и отстыковывать узлы арматуры.

Правовая система монтажа

Теперь, когда правовая сторона вопроса рассмотрена (чтобы не пришлось вести демонтаж сплит-системы), подошло время упомянуть о проекте. Если выяснится, что можно провести работы своими руками, то просите документацию, где нет надобности вылезать из окна и парить над пропастью. Граждане ставят внешние блоки сплит-систем на балконе, узнайте в организации, насколько это законно, задайте вопрос поисковой сети. Затем многим подойдет вариант, где внешний блок повиснет между двумя окнами. Тогда четыре отверстия под кронштейны внешнего блока сплит-системы можно относительно безопасно проделать своими руками. Уже описан такой вариант в обзоре про демонтаж кондиционеров. Понятно, что грамотно составленный с учетом пожеланий проект в будущем избавит от многих проблем. И, наконец, установка внутреннего блока сплит-системы таких ухищрений не потребует.

Процесс установки сплит-системы

Доводилось слышать, что мелочи не играют решающего значения, а решают всё! В случае со сплит-системами это верно на сто процентов. Например, фреон R410 считается перспективнее, потому что требуется меньшая мощность компрессора для той же производительности. В свою очередь, хладагент R600а стал заменять R12 и R22 в холодильном оборудовании, хотя и взрывоопасен. Процесс замены фреона в сплит-системах не столь прост. Скорее речь идет, как удачно выразились на одном сайте, о смене поколений. Так R410 не заправляют на место R22, у них даже штуцеры под гайку разного размера.

Заправка сплит-системы

Первое, что нужно знать, это то, что заправочные коллекторы для сплит-систем рассчитаны (и не рассчитаны) на собственные виды фреонов. Так цифровая модель Rothenberger поддерживает 600 марок хладагентов. Это, наверное, почти все, что встретим в природе. Аналоговые же модели рассчитаны на следующие типы фреонов:

  1. R134a.
  2. R22.
  3. R404a.
  4. R407c.

Не беремся сказать, почему эти марки применяются в сплит-системах, а изобутаном здесь и не пахнет. Но, вероятно, это сделано в силу двух соображений:

  • Рабочий диапазон температур испарителей сплит-систем и холодильников отличается. Испаритель сплит-системы не работает в области ниже нуля.
  • Безопасность в условиях улицы иная. Нельзя исключить вандалов, детей, которые захотят поиграться с горящим изобутаном, надрезав коммуникации сплит-системы.
Читайте также:  Обслуживание кондиционера своими руками

Коллектор для заправки

Поэтому вот что нужно знать о левом манометре заправочного коллектора. На арматуре вычерчены две шкалы давлений PSI (применяемая в Америке и некоторых других странах) и бары, которые популярны в РФ. Кроме того бары переводят в МПа умножением на 10. В зависимости от давления в тракте низкого давления сплит-системы меняется температура кипения фреона на испарителе. Для четырех, указанных выше марок нанесено по одной шкале для этого параметра. Мы уже говорили в прошлом обзоре, что метода перегрева используется для точной заправки сплит-системы своими руками. Вот в чем сущность:

  1. После запуска кондиционера на трубке низкого давления (толстая медная трубка, подходящая к наружному блоку) устанавливается некая температура.
  2. Температура испарения фреона зависит от давления. Для каждой марки хладагента своя цифра и читается по шкале коллектора (либо возьмите таблицу в Интернете).
  3. Определяется разница между точкой кипения и температурой паров на толстой трубке. Цифра должна лежать в пределах 5-8 градусов Цельсия.

Самой сложной будет прокладка медных трубок, потому что не всегда длина коммуникаций соответствует расстоянию от внутреннего до внешнего блока. Местность накладывает ограничения. Кстати, при составлении проекта просите, чтобы разработчики соблюдали отпускаемую продавцом длину коммуникаций.

В этом случае достаточно будет развальцевать оба конца, насадив гайки из комплекта, и присоединить это к внутреннему и наружному блоку. Вальцуется только мягкая медь (марки ищете в сети), а твердую придется подогреть горелкой или на газовой плите. Вальцовка заключается в том, что конус под давлением входит внутрь, разгибая края и не давая гайке соскочить. Гаечное соединение держит намертво фреон внутри.

Вальцовщики бывают конусными и эксцентрическими. Конусная поверхность конструктивно присутствует в любом случае, но те, где модели, где фигура движется по эксцентрической траектории, считаются предпочтительными, потому что исключаются механические повреждения (дефекты).

Хуже дело обстоит, когда требуется медные трубки нарастить. Для этого используются фитинговые и безфитинговые методы. Первые хороши тем, что фитинги (отрезок трубки чуть большего диаметра, чем стыкуемая) продаются в готовом виде. Второй же метод предполагает разбортовку одного конца, за счет чего второй входит в него с небольшим натягом. В любом случае стыки паяются. Понятно, что второй метод вдвое более надежный за счет того, что паяных соединений вдвое меньше. Используйте припой с содержанием серебра не менее 5%, гибкий, пластичный, с хорошей адгезией. Перед выполнением работ снаружи и изнутри трубки зачищаются от налета оксида.

Вот так проводится установка сплит-системы своими руками.

Особенности установки кондиционеров с точки зрения заправки фреоном

Основная проблема касается введения в эксплуатацию контура фреона. А сам по себе монтаж кондиционера своими руками проблем не доставит, если, конечно, под рукой лебедка или другое оборудование, чтобы водворить на место тяжелый внешний блок. Сегодня говорим о тех разновидностях, которые не так давно было принято называть сплит-системами. Потому что поставить на пол моноблок и сбросить в форточку шланг сможет каждый. То же касается оконных моделей, встраиваемых в раму. Процесс сводится к столярным и стекольным работам, которые осилит грамотный хозяин своими руками. Другое дело, когда кондиционер состоит из двух блоков, которые еще нужно соединить коммуникациями, после чего должным образом ввести систему в эксплуатацию грамотно. Поэтому расскажем не столько про то, как провести монтаж кондиционера, сколько про настройку.

Установка кондиционера

Как установить кондиционер и довести до ума. Фреон уже собран во внешнем блоке под давлением, поэтому остается провести вакуумирование, после чего распахиваются сдерживающие хладагент вентили, и газ занимает положенное место. Проверка правильности работы кондиционера также не менее важна. Производитель так рассчитывает длину коммуникаций и количество фреона, чтобы в собранном состоянии система оказалась работоспособна. Давайте введем такой термин: перегрев фреона — разница между температурой паров на стороне низкого давления (широкая медная трубка коммуникаций) и температурой закипания фреона в испарителе. В идеале параметр находится в диапазоне 5-8 градусов Цельсия. Вот два случая, которые нельзя отнести к нормальному функционированию:

  1. Температура перегрева составляет менее 5 градусов Цельсия. Это означает, что фреона слишком много. В таких условиях в испарителе не полностью превращается в газ, и если часть жидкой фазы попадает в компрессор, то последний ломается. В любом случае последует ускоренный износ оборудования, если не моментальный отказ.
  2. Температура перегрева составляет более 8 градусов Цельсия. Это означает, что фреона в контуре мало. Давление заниженное, эффективность работы системы снижается. В результате нарушается также режим охлаждения компрессора. Понятно, что в таких условиях оборудование изнашивается быстрее.

Заправка фреоном

Приведенный метод называется температурным. А еще есть способ, основанный на измерении давления в системе. Менее точный. В сервисной службе отыщете таблицы для каждой марки кондиционера, где указаны правильные значения. Понятно, что, чтобы провести самостоятельный монтаж кондиционера, метод давлений не годится никоим образом. Хотя бы потому, что для каждой марки значения уникальны, так ко всему прочему еще и зависят от некоторых конкретных условий. К тому же легально достать такие таблицы ни один рядовой гражданин не может, потому что производители не рассылают руководства первым попросившим. Бумаги получают только сервисные авторизованные центры. Полагаем, что вопрос настройки системы решен, а теперь пару слов о том, как именно это делать.

Установка кондиционера завершена, как настраивать

Не обойтись мастеру-самоучке без вакуумного насоса. Разумеется, такой собран на основе старого компрессора холодильника, однако в идеале приобретите заводской. Сервисное обслуживание кондиционера проводится через коллектор. Это арматура с двумя манометрами, с рядом присоединительных патрубков. Различают коллекторы:

  • Двухпозиционные позволят провести полное обслуживание кондиционера, заправку, вакуумирование. При этом используется патрубок низкого давления (левая сторона коллектора), а к среднему подключается нужное оборудование. Сначала это насос для вакуумирования, затем баллон с хладагентом.
  • Четырехпозиционные позволят подсоединить оборудование скопом сразу, а затем мастер открывает и закрывает нужные вентили, что уберегает от некоторых проблем.
Читайте также:  Как установить кондиционер своими руками

Газ в системе

Итак, сам процесс. Будем ориентироваться на то, что коллектор двухпозиционный. В этом случае процесс сервисных работ усложняется. Потому владельцы четырехпозиционных должны прочитать написанное ниже, для них по тексту будут в нужных местах отступления. Сначала рассмотрим случай, когда во внешнем блоке достаточное количество фреона (хотя заранее, конечно, никто и ничего знать не может).

В этом случае работать будем со штуцерами наружного блока. Предполагается, что коммуникации кондиционера уже правильно подключены к арматуре, осталось настроить изделие. В начальный период времени подключаем коллектор к сервисному патрубку (краны завинчены). Проведем азотирование системы (некоторые называют этот процесс опрессовкой). Смысл в том, чтобы закачать внутрь сжатый азот и довести давление до рабочего. После чего выдержим некоторое время и посмотрим, станет ли давление падать. Давайте разберем подробнее схему технологической операции:

  1. Фреон находится во внешнем блоке. На боку, с правой стороны расположены угловые краны, прикрытые заглушками, и эти краны пока перекрыты.
  2. Трубки соединяют внешний и внутренний блоки, в процесс монтажа могли остаться некачественно выполненные сочленения, через которые будет идти утечка.
  3. Когда подключаем трубку коллектора к сервисному штуцеру, то получаем доступ к трубкам, которые замыкаются через внутренний блок кондиционера.

Коллектор

Внутри системы находится воздух, не откачиваем только потому, что после азотирования проведем вакуумирование. Чем удобен именно азот. Он инертный. Течеискателем или мыльной водой легко проверить паяные швы, восстановить целостность. Азот инертный, он не только не воспламенится горелкой, но еще и не даст внутри трубок образоваться окалине. Последний момент еще важен потому, что сохраняется девственная чистота компрессора, а, следовательно, и ресурс. Чуть подробнее еще обсудим ниже, что делать, если требуется провести пайку, а теперь опишем последовательность операций при азотировании:

  1. Левый шланг коллектора уже подключен к сервисному штуцеру, краны перекрыты.
  2. На центральный шланг подключается баллон с жидким азотом.
  3. Не выпускаем из системы воздух, азот близок по свойствам, лед или конденсат, которые выпадут на стенках, уберутся последующим вакуумированием.
  4. Открываются сначала вентиль коллектора, затем вентиль баллона. Давление доводится до максимального рабочего.
  5. Перекроем вентили и выждать минут пятнадцать, контролируя неизменность показаний манометром.
  6. Если места пайки и гаечные узлы стыковки доступны, то не помешает одновременно проконтролировать герметичность течеискателем, обнаруживающим азот (это универсальные модели, например, ультразвуковые).
  7. Если целостность трубок в порядке, то переходим к вакуумированию.

Вакуумирование призвано освободить систему от влаги, воздуха и других химических соединений. Баллон отстыковывается и заменяется на насос. И вот здесь приводим обещанное замечание.

Замечание. Владельцам четырехпозиционных коллекторов достаточно в начале операций подключить каждое ответвление к своему входу насос и баллон. А вот тем, кто обходится двухпозиционными, рекомендуется прикупить шланги с шаровыми вентилями. В будущем, если понадобится дозаправка, перекрыв вентиль, владелец блокирует доступ воздуху внутрь. А это важно, как увидим ниже.

Прежде чем включить насос, откройте левый вентиль коллектора. По манометру контролируйте падение давления до минус одного. Иногда своя шкала имеется на насосе, а к тому же и инструкция (как например, у Розенбергера). В этом случае почитайте, как правильно пользоваться прибором. В любом случае работающий насос и вакуум присутствуют какое-то время, чтобы из системы были удалены воздух с азотом и остатки воды, возможно, лед. Процесс сублимации и испарения занимает время, поэтому в случае с холодильником рекомендуется дать поработать насосу еще 15 минут после падения стрелки манометра. В нашем случае будет и трех минут.

Если шланг насоса с шаровым вентилем, то наступило время перекрыть вентили, отсоединить вакуумный насос и подключить баллон с фреоном. Вот зачем нужен этот нюанс. Если после пуска перепад температур окажется выходящим из нормы, то потребуется отрегулировать количество хладагента. Перед заправкой фреона, до того, как открыть левый вентиль коллектора, открывается правый, чтобы стравить давлением из баллона воздух. При этом часть хладагента утекает, и ничего хорошего в этом нет. Если шланга с шаровым краном не имеется, то спустить воздух понадобится в любом случае.

И напоследок пару слов про инструмент для монтажа кондиционеров. Как мы уже говорили, каждый производитель отматывает столько трубки, чтобы прибор сразу заработал. Для стыковки с наружным и внутренним блоками используется ручной развальцовщик, позволяющий надеть на медную трубку гайки. Лучше и дороже эксцентрические модели, в которых конус бегает по кругу. Трубки из мягкой меди, в противном случае до развальцовки концы подогревают горелкой. Но еще сложнее провести монтаж кондиционера своими руками, если требуется удлинить коммуникации. В этом случае для стыковки используют фитинговые и безфитинговые сочленения. В обоих случаях орудуем горелкой, а перед этим проведем азотирование с давлением 0,5 атм. Это предотвратит образование внутри окалины и нагара.

Фреон отмеряют по весам, а достаточность количества хладагента оценивают по разнице температур между арматурой высокого и низкого давления. При необходимости лишнее стравливают, либо заправляют недостающие граммы. Дренажный канал заводят в канализацию гофрированными трубами, идущими под утепленным фасадом здания.