Обслуживание кондиционера своими руками

По нашим соображениям, чтобы обслуживать и ремонтировать кондиционеры своими руками, придется досконально узнать про заправку фреона, а также разбираться худо-бедно в электротехнике. И компрессор по большому счету – тот же двигатель, только зашитый в прочную оболочку. Что касается периодической чистки, то здесь и девушка справится, о чем даже и ролик на Ютуб выложили. Каждый посмотрит индивидуально. Давайте поговорим на тему о том, как проводят обслуживание и ремонт кондиционера своими руками.

Заправка фреона в кондиционер

В начальном состоянии, пока кондиционер еще лежит в упаковке, фреон во внешнем блоке. На входном и выходном патрубках стоят краны, которые наглухо закрыты. Чтобы ввести изделие в эксплуатацию, уже собранные воедино блоки и коммуникации из медной трубки освобождают от находящегося там кислорода. Это делается через специальное ветвление входного патрубка внешнего блока кондиционера. Сюда присоединяется коллектор, к нему стыкуется вакуумный насос.

Хотелось бы сказать, что не все оборудование совместимо. Да, фреоны разные не только в холодильниках, но и в сплит-системах. Так вот коллектор нужен на используемый тип хладагента. Это понадобится, когда будет вестись оценка достаточности заправки. Заметим, что большинство циферблатов приборов совмещает в себе от двух и более типов фреонов. Зависимости везде линейные, поэтому вопрос только в переводе угла поворота стрелки в цифру. Скажем больше, в интернете найдется таблица соответствия величин (например, температур кипения при таком-то давлении) разных хладагентов, и на месте осуществите перевод, даже если коллектор не тот.

Однако так делать не рекомендуем, потому что есть шанс ошибиться. А неправильная доза фреона с высокой вероятностью выводит из строя кондиционер, и снижает ресурс. Например, избыточное давление приводит к неполному переходу хладагента в газовую фазу. И если жидкость попадает в компрессор, то получится большой казус. Если не жалко кондиционер, то посмотрите, как сердце агрегата выйдет из строя при нарушении этого правила.

Итак, что у нас получается. Для заправки, проверки, дозаправки кондиционера необходимо иметь на руках:

  1. Коллектор с циферблатом, на котором промаркирован нужный тип фреона. Допускаем, что в продаже найдется разное оборудование. Нам нужен коллектор для заправки именно кондиционеров.

    Коллектор с циферблатом

    Коллектор с циферблатом

  2. Вакуумный насос просто необходим, чтобы освободить каналы от воздуха и паров воды. Еще неплохо бы провести азотирование с повторным удалением инертного газа, но это только в случае работы системы на отрицательные температуры. Не обязательно имеется в виду, что за окном мороз. Например, когда температура испарителя (пусть даже во внутреннем блоке падает ниже нуля, то это тот случай. Указанная мера обеспечит обезвоживание герметичных каналов, азот набирает влагу. Кроме того течеискатели настроены на определенный вид газа. Это и метан, и диоксид азота, и некоторые фреоны.
  3. Уместно сказать, что неплохо бы видеть под рукой течеискатель. Хотя по падению давления в уже можно говорить о нарушении герметичности. Как бы то ни было, необходима методика поиска течи. В холодильниках проще, потому что прибор, как на ладони, если не считать того факта, что нужно отдирать пенополиуретановую теплоизоляцию от задней стенки корпуса и курочить все на пути к медным трубкам. В кондиционерах прелесть в том, что ничего нельзя трогать, да к тому же внешний блок весит на немалой высоте, как и добрая часть медных коммуникаций. Это подходящее занятие для Человека-паука лазить и искать течь по стене с прибором в руке. Разумнее подозрение бросить на швы. Хотя теряться фреон может в любой точке, в том числе и внутри блоков.
  4. Баллон с азотом кустарные мастера пропускают. Не скажем, что азотирование необходимо на 100% мерой. Но сухой газ высушивает канал, удаляет даже иней.

    Баллон с азотом

    Баллон с азотом

  5. Сказанное выше касается только подготовительных работ. Чтобы начать заправку, понадобится баллон с фреоном. Причем хладагент выбирают совместимый с кондиционером. Это значит, что нельзя заправить прибор левым веществом, потому что работоспособность будет нарушена. Не будем говорить об объемах, проходных сечениях, разрезах фильтров и клапанов – просто поверьте на слово, заправлять нужно в том объеме и тем, что написано в инструкции. Кстати, достать руководство по сервисному обслуживанию удастся вряд ли. Как бы то ни было, на холодильниках надписаны тип и количество фреона, начали бы с заводского шильдика, к примеру, внешнего блока, осмотрели бы компрессор.
  6. Для контроля массы нужны весы. Баллон рекомендуется переворачивать, в точности не скажем, зачем это делается. Контроль массы ведут с точностью до грамма. Исключение составляет тот случай, когда ведется дозаправка. Здесь придется действовать на глаз. Если сервисные центры и имеют таблицы на этот счет, то рядовым покупателям такие не дадут. Нехватку или избыток фреона определяют по разнице температур кипения (для фиксированного давления) и на входе внешнего блока (толстый патрубок). При несоответствии подсчитанной величины нормам делают поправки. Проще уменьшить количество фреона. Для этого часть хладагента спускают через коллектор. Имеется в этом плане еще одна тонкость. Когда присоединяется баллон, то в трубке находится воздух. Этот воздух не должен попасть внутрь. Лишний стравливают через клапан коллектора.

    Дозаправка кондиционера

    Дозаправка кондиционера

  7. Термометр нужен любой. Но лучше с металлической контактной площадкой. Едва ли получится уличным градусником правильно провести измерения температуры толстого патрубка внешнего блока кондиционера. Можно ли пользоваться инфракрасным термометром бесконтактного типа. Если сумеете точно нацелить, а диапазон измерений совпадает с нужным, то на здоровье.

Перед проведением процедуры неплохо бы раздобыть руководство. Там будет сказано, до каких пор качать вакуум, сколько выдержать до следующей процедуры, каково давление фреона в тех или иных условиях. Даже обучающие кино наших фирм не подходят, потому что носят скорее рекламный характер. Там пропущены отдельные технологические шаги. Понятно, что на практике так делать нельзя.

Читайте также:  Как кондиционер работает на обогрев

Нужно быть технически подкованным, чтобы довести дело до конца. Наши советы можно без конца уточнять. Новички спросят, какова температура между точкой кипения фреона и значением на входе толстого патрубка внешнего блока. Недавно как раз на портале обзор посвящали теме заправки, где расписали технологические операции подробно. Иные скажут, что не указан режим работы. Действительно, речь шла про охлаждение. И, разумеется, кондиционер должен быть включен. Но тем, кто этого не понимает сам, недостаточно будет просто купить оборудование для заправки кондиционеров. Рекомендуем почитать литературу прежде, чем лезть в дебри.

Диагностика кондиционера

Диагностика кондиционера

А еще, наверное, нужно было бы рассказать про диагностику. Например, если в мороз кондиционер перестал греть вовсе, а в оттепель по истечение времени оказалось, что оборудование работает, то во фреоновый контур попала вода. Это не критично, в кондиционерах даже не ставят фильтры-осушители, но в точке ниже нуля ситуация меняется. Змеевик внешнего блока при работе на обогрев холоднее окружающей среды, чтобы забирать из нее тепло. Если за окном минус 10 по Цельсию, то сколько это получается. Видите сами – гораздо ниже точки замерзания воды. В результате функционирование оборудования нарушится. Это явится причиной периодической, плавающей неисправности или выведет из строя, например, механическую часть компрессора.

Когда же летом наблюдается то же, нет никакого толка от работы, то скорее всего вытек фреон. Это можно быстро проверить при помощи коллектора, если под боком живет опытный альпинист. Прибор цепляется на сервисный патрубок внешнего блока кондиционера. Если показывает атмосферное давление, то давно пора менять хладагент. Или другой вариант – вышел из строя компрессор. Работает, а толку нет. Здесь еще заметим, что, как и большая часть современной бытовой техники, кондиционеры оснащены встроенным самоконтролем. От интеллектуальности системы зависит то, как быстро отыщите неисправность. Если код ошибки верный, пожмите сами себе руку и надейтесь, что попытка купить радиатор кондиционера также увенчается успехом.

А это по тексту еще не касались канальных внутренних блоков. Там более широкие возможности для создания работоспособных систем регулировки микроклимата. Многие кондиционеры умеют проветривать помещения. Но это кажется не так сложно тому, кто частенько почитывает псевдонаучные обзоры нашего сайта. Научные-то они кажутся умникам псевдо, а умения дают реальные и дельные. Рассказываем время от времени, как ведется закупка кондиционеров, на что обратить взор, как оформить проект, и нужно ли это делать. Клеймим жуликов, использующих лазейки в законах и волосатые лапы, боремся за мир и порядок в сегменте бытовой техники.

Будьте здоровы, и пусть оборудование работает исправно. А если сверху капает дождь, то самое время купить козырек для кондиционера. Постараемся быть в курсе новинок и по мере возможностей посвятим в них читателей. Разумеется, тех новостей, что касаются так или иначе сферы бытовой техники.

Устройство современного кондиционера

Самостоятельный ремонт и обслуживание кондиционеров чаще ложатся на плечи сотрудников частных предприятий. У нас в стране не любят делать по закону – некоторые горе-руководители так и говорят: Ну, иногда по закону не получается – поэтому ремонтникам приходится исполнять обязанности сервисных мастерских. А как, – если не знаешь, с какого бока подойти к устройству. Кондиционеры внутри похожи, если не одинаковы. Не пугайтесь слов «инверторное управление» и прочих терминов. В первом случае просто используют схему модуляции напряжения по амплитуде, что снижает или повышает обороты компрессора. В результате интенсивность охлаждения изменяется, но двигатель никогда не останавливается. Считается, что такие устройства долговечнее, потому что режим работы щадящий.

Сплит-система (кондиционер), состоит из двух блоков, причем главная часть вынесена на улицу. Это компрессор и четырехходовой клапан (у моделей, которые работают на нагрев), а также схема обогрева картера на случай морозов. Кондиционер по сути является тепловым насосом или – если кого-то пугает это слово – холодильником. В нормальном режиме работы испаритель (морозящая часть) ставят внутри, а конденсор снаружи. Оба обдуваются вентиляторами, поэтому часто и встает вопрос, как провести ремонт бытовых кондиционеров в этой части.

Ремонт кондиционера своими руками

Внутренний змеевик замысловатой формы, и течь на найти тяжеловато. Эти хитросплетения медных трубок заводят в тупик. Проблема усугубляется тем, что традиционный метод обмыливания применить трудно по причине большой протяженности. В первую очередь обработаем узлы, затем продолжим движение дальше. В таких случаях, если есть уверенность, что фреон уже вытекает, сведущие мастера рекомендуют накачать систему воздухом. До 10 атм. В этом случае воздух смешается с остатками фреона, начнет выходить наружу, и примените стандартный течеискатель. При работе и изобутаном держите подальше спички и прочие опасные предметы во избежание возгорания.

Течеискатель настраивают на тип фреона. Кстати, по технологии рекомендуется закачивать внутрь смесь, но поскольку остатки в контуре имеются, то мастера опытные используют компрессор. Доступ через патрубок расположен в районе внешнего блока, где установлены тройники с кранами для сервисного обслуживания. Одна сторона высокого давления, другая низкого. Бывает, что в первом случае трубка тонкая, во втором толстая. Сверяйтесь с инструкцией, где смотреть параметры.

Закачивать воздух нужно со стороны низкого давления, в противном случае процесс усложнится тем, что поток пройдет через капиллярную трубку (или клапан регуляции температуры). Чистка и ремонт кондиционера продлятся на неизвестный промежуток времени.

Удобно в этом случае продувать систему или вакуумировать для удаления влаги перед заправкой. Не забывайте, что нужно выждать минут 15 даже после полной откачки изнутри газа (воздуха и фреона). Это гарантирует, что ресивер-осушитель будет справляться с задачей. В этом случае также рекомендуется запустить на непродолжительный срок компрессор, чтобы из масла удалились растворенные газы. Фреон заходит внутрь под собственным давлением из баллона. Количество вымеряется по массе электронными весами. Вакуум создается насосом. Для этих операций используется заправочный коллектор. Вот как выполняют заправку и ремонт кондиционеров:

  • Сначала убедитесь, что фреон требуется менять. Почему бы не дозаправить его? В канал медных трубок наверняка попал воздух. По технологии требуется замена. В противном случае компрессор в скором времени прикажет долго жить, а режимы работы двигателя станут напряженными из-за падения эффективности системы. Кроме того воздух содержит и влагу, а это отдельная беда для фреоновых установок. В этом случае хладагент опять же придется менять, и дозаправкой не отделаешься. Так почему бы сразу не проводить сервисное обслуживание и ремонт кондиционеров по уму.
Читайте также:  Как снять кондиционер своими руками

Установка кондиционера

  • На необходимость заправки фреона указывает то, что режимы не поддерживаются. Не работают охлаждение и нагрев. В этом случае прибор отключается. Тракт прогревается по всей длине. Это делается в мороз в предположении, что в системе трубок вода, и лед забил капиллярную трубку. Процесс не так прост, как кажется, потому что наружный блок, где часть агрегатов содержится, висит на приличной высоте над землей. Вот когда уместно вспомнить, что мастера советуют наружную часть сплитки располагать на балконе. Летом действия по обогреву можно не выполнять, потому что отрицательных температур в неработающем кондиционере нет, следовательно, и ледяная пробка образоваться не может. В этом свете понятно, почему в климатическом оборудовании не уделяют столько внимания фильтру-осушителю, как в холодильниках, где температура испарителя значительно ниже нуля. Если и зимой прогрев не помог, то виновата утечка фреона.
  • Чтобы убедиться в том, что давление в медных трубках упало, параметр измерим. Сервисные краны расположены на внешнем блоке кондиционера. Арматуру легко заметить, – туда прикручиваются соединительные медные трубки. Даже не пытайтесь открутить гайки, это не нужно. Прежде чем открывать краны, установите манометры. На худой случай подойдет коллектор. Давление внутри должно быть больше, поэтому воздух из соединительной трубки в контур не попадет. Давление выше атмосферного при работающем компрессоре. Более подробно о значениях осведомитесь в паспорте или у службы технической поддержки фирмы. Не сомневаемся, что для каждого кондиционера свои значения.

Обслуживание кондиционера

  • Как только обнаружено падение давления, необходимо провести вакуумирование. Это процесс удаляет влагу из контура, а также воздух, готовя кондиционер к заправке свежим фреоном. Левая часть коллектора соединяется со входом компрессора, по средней трубке происходит откачка, затем и заправка. Коллекторы тоже разные, некоторые позволят не производить операций стыковки и расстыковки. Это удобно, но опытные мастера выкручиваются. После вакуумирования покурите, выжидая. Насос в это время работает. Пока фреоновая смесь выйдет через капиллярную трубку, пройдет время. Профи рекомендуют выждать пятнадцать минут с работающим насосом. Затем начинайте заправку. Для этого вентили коллектора перекрывают, после чего на место насоса подключается баллон или поршень с фреоном.
  • Емкость с хладагентом ставят на весы, после чего по массе контролируют процесс заправки. Фреон постепенно перетекает в контур. Затем вентили перекрывают и проверяют систему медных каналов на утечки. Это титанический труд. Вот почему трубки сделаны из меди. При контакте с любым металлом при наличии воды прочие материалы становятся акцепторами, а разрушается донор. По этой причине мастеру достаточно проверить стыки, чтобы найти утечку. С алюминиевыми трубками микротрещины могли бы появиться в произвольном месте. Кроме меди можно было бы применять нержавеющую сталь, но стойкий металл обладает малой пластичностью, плохо поддается обработке, гибке, резке. В то же время при монтаже кондиционера мастер насаживает гайку на трубку, специальным инструментом делает раструб, и разборное соединение готово.

Самостоятельный ремонт и обслуживание кондиционера

Схожим образом ведется ремонт мобильных кондиционеров на авто. Для продвинутых шоферов даже продаются специальные наборы, которые помогают заправить контур фреоном. При этом необходимо помнить, что утечка, явившаяся причиной неполадок, также должна быть устранена. Диагностика и ремонт бытовых кондиционеров проходят проще в тех случаях, когда за наружным блоком не нужно карабкаться на двенадцатый этаж. Иначе лучше уж под капотом покорпеть.

Устройство коммуникаций в кондиционере

  • Монтаж электрического кабеля проходит через распределительный щиток внутреннего блока.


Это не всегда так, особенно когда одновременно вешаются кондиционеры в нескольких офисах. Но централизованное управление помогает оборудование действовать эффективно. В этом случае провод из комплекта прикручивается на клеммы, расположенные за съемным щитком. Уместно упомянуть, что кондиционер лучше не подключать через удлинитель. А еще двигатель не любит перепадов напряжения. Некоторые умельцы рекомендуют вести подключение через источник бесперебойного питания персонального компьютера. Насколько такое решение уместно, судить не беремся. Лучше использовать выделенную розетку и не совмещать подключение через тройник с другими бытовыми приборами. Компрессор при пуске потребляет ток, превышающий рабочий в 3-8 раз, что накладывает ограничения на используемые коммуникации.

  • Дренажная трубка идет рядом с фреоновыми.

Но если последние закручиваются ключом для профилактики утечек, то с влагой не так строго. Обойдетесь сантехнической фум-ленты (либо пакля плюс силиконовый герметик). Соответственно, ремонт и монтаж кондиционеров проводится в этой части проще. Соединения разборные, не требуют специального инструмента.

И, наконец, диагностика и ремонт кондиционеров начинаются с оценки кода ошибки согласно сервисному руководству. Большинство моделей сами скажут, что не работает. Надеемся, что теперь ремонт кондиционеров Дайкин наши читатели переварят без усилий.

Видео инструкция

Посмотрите инструкцию, чтобы закрепить полученные знания. Сколько ни пиши обзоров, найдутся сведения, хитрости, тонкости, отсутствующие в тексте.