Обслуживание кондиционера своими руками

По нашим соображениям, чтобы обслуживать и ремонтировать кондиционеры своими руками, необходимо досконально знать все про заправку фреона, а также разбираться худо-бедно в электротехнике. Оно и компрессор по большому счету – тот же двигатель, только зашитый в прочную оболочку. Что касается периодической чистки, то здесь и девушка справится, о чем даже и ролик на Ютуб имеется. Каждый может посмотреть. Давайте поговорим на тему о том, как проводится обслуживание и ремонт кондиционера своими руками.

Заправка фреона в кондиционер

В начальном состоянии, пока кондиционер еще лежит в упаковке, весь фреон находится во внешнем блоке. На входном и выходном его патрубке стоят краны, которые наглухо закрыты. Для того, чтобы ввести систему в эксплуатацию, уже собранные воедино блоки и коммуникации из медной трубки освобождают от находящегося там кислорода. Это делается через специальное ветвление входного патрубка внешнего блока кондиционера. Сюда присоединяется коллектор, к нему, в свою очередь, стыкуется вакуумный насос.

Хотелось бы сказать, что не все оборудование строго совместимо. Да, фреоны разные не только в холодильниках, но и в сплит-системах. Так вот коллектор нужен именно на используемый тип хладагента. Это понадобится, когда будет вестись оценка достаточности заправки. Справедливости ради, скажем, что большинство циферблатов приборов совмещает в себе от двух и более типов фреонов. Зависимости везде линейные, поэтому весь вопрос только в переводе угла поворота стрелки в цифру. Скажем больше, в интернете можно найти таблицу соответствия величин (например, температур кипения при таком-то давлении) разных хладагентов, и на месте осуществить перевод, даже если коллектор не тот. (См. также: Чистка кондиционера своими руками)

Однако мы так делать не рекомендуем, потому что всегда есть шанс ошибиться. А неправильная доза фреона с высокой вероятностью выводит из строя кондиционер, и всегда снижает ресурс. Например, избыточное давление приводит к неполному переходу хладагента в газовую фазу. И если жидкость попадает в компрессор, то получится большой казус. Если не жалко кондиционер, то можете посмотреть, как его сердце выйдет из строя при нарушении этого правила.

Итак, что у нас получается? Для заправки, проверки, дозаправки кондиционера необходимо иметь на руках:

  1. Коллектор с циферблатом, на котором имеется нужный тип фреона. Допускаем, что в продаже может иметься разное оборудование. Это должен быть коллектор для заправки именно кондиционеров.

    Коллектор с циферблатом

    Коллектор с циферблатом

  2. Вакуумный насос просто необходим, чтобы освободить систему от воздуха и паров воды. Вообще говоря, еще неплохо бы провести азотирование с повторным удалением инертного газа, но это только в случае работы системы на отрицательные температуры. То есть не обязательно имеется в виду, что за окном мороз. Например, когда температура испарителя (пусть даже во внутреннем блоке падает ниже нуля, то это тот самый случай. Указанная мера способствует обезвоживанию системы, азот хорошо набирает влагу. Кроме того течеискатели обычно настроены на определенный вид газа. Это могут быть и метан, и диоксид азота, и некоторые фреоны.
  3. Уместно сказать, что неплохо бы иметь под рукой течеискатель. Хотя обычно по падению давления в системе уже что-то можно сказать. Как бы то ни было, необходима методика поиска течи. В холодильниках все просто, потому что весь прибор, как на ладони, если не считать того факта, что нужно отдирать пенополиуретановую теплоизоляцию от задней стенки корпуса и курочить все на своем пути. В кондиционерах вся прелесть в том, что ничего нельзя трогать, да к тому же внешний блок весит на немалой высоте, как и добрая часть медных коммуникаций. Вообще говоря, это хорошая работа для Человека-паука лазить и искать течь по стене с прибором в руке. В любом случае разумнее всего подозрение бросить на швы. Хотя теряться фреон может в любой точке, в том числе и внутри блоков.
  4. Баллон с азотом многие пропускают. Мы не можем сказать, что азотирование является необходимой на 100% мерой в случае проведения заправки.

    Баллон с азотом

    Баллон с азотом

  5. Все сказанное выше касается только подготовительных работ. Чтобы начать заправку, понадобится баллон с фреоном. Причем хладагент должен быть совместим с кондиционером. Это значит, что нельзя заправить прибор каким-то левым веществом, потому что работоспособность будет нарушена. Мы не будем говорить об объемах, проходных сечениях, разрезах фильтров и клапанов – просто поверьте на слово, заправлять нужно в том объеме и тем, что написано в инструкции. Кстати, достать руководство по сервисному обслуживанию удастся вряд ли. Как бы то ни было, на холодильниках обычно надписаны тип и количество фреона, мы бы начали с заводского шильдика, к примеру, внешнего блока, осмотрели бы компрессор.
  6. Для контроля массы нужны весы. Обычно баллон рекомендуется переворачивать, мы в точности не скажем, зачем это делается. Контроль массы должен быть с точностью до грамма. Исключение составляет тот случай, когда ведется дозаправка. Здесь придется действовать на глаз. Если сервисные центры и имеют таблицы на этот счет, то обычным покупателям такие не дадут. Обычно нехватку или избыток фреона определяют по разнице температур кипения (для данного давления) и на входе внешнего блока (толстый патрубок). При несоответствии подсчитанной величины нормам делают поправки. Самое простое уменьшить количество фреона. Для этого часть хладагента спускают прямо через коллектор. Имеется в этом плане еще одна тонкость. Когда присоединяется баллон, то в его трубке находится воздух. Этот воздух не должен попасть в систему. Его тоже стравливают через клапан коллектора.

    Дозаправка кондиционера

    Дозаправка кондиционера

  7. Термометр нужен любой. Но лучше с металлической контактной площадкой. Едва ли получится обычным уличным градусником правильно провести измерения температуры толстого патрубка внешнего блока кондиционера. Можно ли пользоваться инфракрасным термометром бесконтактного типа? Если сумеете его точно нацелить, а диапазон измерений совпадает с нужным, то на здоровье.

Перед проведением процедуры неплохо бы раздобыть руководство. Именно там будет сказано, до каких пор качать вакуум, сколько нужно выдержать до следующей процедуры, каково давление фреона в тех или иных условиях. Даже обучающие кино наших отечественных фирм не подходят, потому что носят скорее рекламный характер. Там могут быть пропущены отдельные технологические шаги. Понятно, что на практике так делать нельзя.

Вообще говоря, нужно быть хорошо технически подкованным, чтобы довести дело до конца. Любые наши советы можно без конца уточнять. Многие спросят, сколько должна быть температура между точкой кипения фреона и значением на входе толстого патрубка внешнего блока. А мы целый обзор посвящали теме заправки, где рассказали все максимально подробно. Иные скажут, что не указан режим работы. Действительно, речь сейчас шла про охлаждение. И, разумеется, кондиционер должен быть включен. Но тем, кто этого не понимает сам, недостаточно будет просто купить оборудование для заправки кондиционеров. Рекомендуем почитать литературу прежде, чем лезть в дебри.

Диагностика кондиционера

Диагностика кондиционера

А еще, наверное, нужно было бы рассказать про диагностику. Например, если в мороз кондиционер перестал греть вовсе, а в оттепель по истечение какого-то времени оказалось, что все работает, то скорее всего во фреоновый контур попала вода. Обычно это не критично, в кондиционерах даже не ставят фильтры-осушители, но в точке ниже нуля все меняется. Более того, змеевик внешнего блока при работе на обогрев должен быть холоднее окружающей среды, чтобы забирать из нее тепло. Если за окном минус 10 по Цельсию, то сколько это получается? Видите сами – гораздо ниже точки замерзания воды. В результате функционирование оборудования может нарушиться. Это может явиться не только причиной периодической, плавающей неисправности, но и вывести из строя, например, механическую часть компрессора.

Когда же летом наблюдается то же самое, нет никакого толка от работы, то скорее всего вытек фреон. Это можно быстро проверить при помощи коллектора, если под боком имеется опытный альпинист. Прибор цепляется на сервисный патрубок внешнего блока кондиционера. Если показывает примерно атмосферное давление, то давно надо менять хладагент. Имеется и другой вариант – вышел из строя компрессор. Работает, а толку нет. Здесь еще нужно сказать, что, как и большая часть современной бытовой техники, кондиционеры оснащены встроенной системой контроля. От интеллектуальности системы во многом зависит то, как быстро можно отыскать неисправность. Если код ошибки верный, пожмите сами себе руку и надейтесь, что попытка купить радиатор кондиционера также увенчается успехом. (См. также: Экран для кондиционера своими руками)


А это мы еще не касались канальных внутренних блоков. Там имеются несколько более широкие возможности. В частности, многие кондиционеры умеют проветривать помещения. Но все это кажется не так сложно тому, кто частенько почитывает псевдонаучные обзоры нашего сайта. Научные-то они псевдо, а умения дают реальные и дельные. Мы рассказываем время от времени, как ведется закупка кондиционеров, на что обращать внимание, как оформить проект, и нужно ли это делать. Клеймим жуликов, использующих лазейки в законах и волосатые лапы, в общем, боремся за мир и порядок в сфере бытовой техники.

Будьте здоровы, и пусть оборудование работает исправно. А если сверху капает дождь, то самое время купить козырек для кондиционера. Мы постараемся быть в курсе всех новинок и по мере возможностей посвятим в них читателей. Разумеется, лишь тех, что касаются так или иначе сферы бытовой техники.

Устройство современного кондиционера

Самостоятельный ремонт и обслуживание кондиционеров чаще всего ложатся на плечи сотрудников частных предприятий. Не секрет, что у нас в стране не любят все делать по закону – некоторые горе-руководители так и говорят: Ну, иногда по закону не получается – поэтому ремонтникам приходится делать работу сервисных мастерских. А как, – если не знаешь, с какого бока подойти к устройству. Все кондиционеры внутри более или менее одинаковы. Не нужно пугаться слов инверторное управление и прочих терминов. В первом случае просто имеется схема модуляции напряжения по амплитуде, что снижает или повышает обороты компрессора. В результате интенсивность охлаждения изменяется, но двигатель почти никогда не останавливается. Считается, что такие устройства более долговечны, потому что режим работы щадящий.

Сплит-система, по современному кондиционер, состоит из двух блоков, причем вся самая важная часть вынесена на улицу. Это компрессор и четырехходовой клапан (у моделей, которые могут работать на нагрев), а также схема обогрева картера на случай морозов. Кондиционер по сути является тепловым насосом или – если кого-то пугает это слово – холодильником. В нормальном режиме работы испаритель (морозящая часть) находится внутри, а конденсор снаружи. Оба они обдуваются вентиляторами, поэтому часто и встает вопрос, как провести ремонт бытовых кондиционеров в этой части.

Ремонт кондиционера своими руками

Внутренний змеевик достаточно замысловатой формы, и течь на нем найти порой тяжеловато. Все эти хитросплетения медных трубок заводят в тупик. Проблема усугубляется тем, что традиционный метод обмыливания применить трудно по причине большой протяженности. В первую очередь следует обработать узлы, лишь затем продолжать движение дальше. В таких случаях, если есть уверенность, что фреон уже вытекает, бывалые мастера рекомендуют накачать систему воздухом. Примерно до 10 атм. В этом случае воздух смешается с остатками фреона, начнет выходить наружу, и можно применить обычный течеискатель. При работе и изобутаном держите подальше спички и прочие опасные предметы во избежание возгорания.

Течеискатель должен быть настроен на фреон. Кстати, по технологии рекомендуется закачивать внутрь именно смесь, но поскольку остатки в контуре в любом случае имеются, то мастера опытные используют обычный компрессор. Доступ можно получить в районе внешнего блока, где установлены тройники с кранами для сервисного обслуживания. Одна сторона высокого давления, другая низкого. Бывает, что в первом случае трубка тонкая, во втором толстая, но не всегда. Сверяйтесь с инструкцией, где именно смотреть.

Закачивать воздух нужно со стороны низкого давления, в противном случае процесс усложнится тем, что поток должен будет пройти через капиллярную трубку (или клапан регуляции температуры). Чистка и ремонт кондиционера продлятся на неизвестный промежуток времени.

Очень удобно в этом случае продувать систему или вакуумировать для удаления влаги перед заправкой. Не забывайте, что нужно выждать минут 15 даже после полной откачки изнутри газа (воздуха и фреона). Это гарантирует, что ресивер-осушитель будет справляться со своей задачей. В этом случае также рекомендуется запустить на непродолжительный срок компрессор, чтобы из масла удалились растворенные газы. Фреон заходит внутрь под собственным давлением из баллона. Количество его вымеряется по массе электронными весами. Вакуум создается насосом. Для всех этих операций используется заправочный коллектор. Вот как примерно выполняются заправка и ремонт кондиционеров:

  • Сначала нужно убедиться, что фреон требуется менять. Почему бы не дозаправить его просто? В систему наверняка попал воздух. По технологии требуется именно замена. В противном случае компрессор в скором времени прикажет долго жить, а режимы работы его станут более напряженными из-за падения эффективности системы. Кроме того воздух обычно содержит и влагу, а это отдельная беда для фреоновых установок. В этом случае хладагент опять же придется менять, и дозаправкой точно не отделаешься. Так почему бы сразу не проводить сервисное обслуживание и ремонт кондиционеров по уму?

Установка кондиционера

  • На необходимость заправки фреона указывает то, что режимы не поддерживаются. Не работают охлаждение и нагрев. В этом случае прибор отключается. Тракт его прогревается по всей длине. Все это делается в мороз в предположении, что в системе имеется вода, и она забила капиллярную трубку. Процесс не так прост, как может показаться, потому что наружный блок, где все это содержится, может висеть на приличной высоте над землей. Вот когда уместно вспомнить, что мастера советуют наружную часть системы располагать на балконе. Летом обычно эти действия можно не выполнять, потому что отрицательных температур в кондиционере не имеется, следовательно, и ледяная пробка образоваться не может. В этом свете понятно, почему в климатическом оборудовании не уделяют столько внимания фильтру-осушителю, как в холодильниках, где температура испарителя может быть значительно ниже нуля. В общем, если и зимой прогрев не помог, то виновата именно утечка фреона.
  • Чтобы убедиться в том, что давление в системе упало, его нужно измерить. Сервисные краны обычно находятся на внешнем блоке кондиционера. Их легко заметить, – туда прикручиваются соединительные медные трубки. Даже не пытайтесь открутить гайки, это не нужно. Прежде чем открывать краны, установите манометры. На худой случай подойдет коллектор. Давление внутри должно быть больше, поэтому воздух из соединительной трубки в контур не попадет. Давление должно быть выше атмосферного при работающем компрессоре. Более подробно о значениях можно осведомиться в паспорте или у службы технической поддержки фирмы. Мы не сомневаемся, что для каждого кондиционера имеются свои значения.

Обслуживание кондиционера

  • Как только обнаружено падение давления, необходимо провести вакуумирование. Это процесс удаляет всю влагу из контура, а также воздух, готовя кондиционер к заправке свежим фреоном. Обычно левая часть коллектора соединяется со входом компрессора, по средней трубке происходит откачка, затем и заправка. Коллекторы тоже бывают разные, некоторые позволяют не производить операций стыковки/расстыковки. Это удобно, но опытные мастера как-то выкручиваются. После вакуумирования необходимо выждать какое-то время. Насос все это время работает. Пока все выйдет через капиллярную трубку, пройдет какое-то время. Профи рекомендуют выждать пятнадцать минут с работающим насосом. Затем можно начинать заправку. Для этого все вентили коллектора перекрывают, после чего на место насоса подключается баллон или поршень с фреоном.
  • Емкость с хладагентом ставят на весы, после чего по массе контролируют процесс заправки. Фреон постепенно перетекает в контур. Затем вентили перекрывают и проверяют всю систему на утечки. Это титанический труд, вот почему все трубки сделаны из меди. При контакте с любым металлом в случае наличия воды они становятся акцепторами, а разрушается донор. По этой причине мастеру в большинстве случаев достаточно проверить стыки, чтобы найти утечку. В случае алюминиевых трубок микротрещины могли бы появиться почти в любом месте. Кроме меди можно было бы применять нержавеющую сталь, но стойкий металл плохо поддается обработке, гибке, резке. В то же время при монтаже кондиционера мастер насаживает гайку на трубку, специальным инструментом делает раструб, и разборное соединение готово.

Самостоятельный ремонт и обслуживание кондиционера

Схожим образом ведется ремонт мобильных кондиционеров на авто. Для наиболее продвинутых шоферов даже продаются специальные наборы, которые помогают заправить контур фреоном. При этом необходимо помнить, что утечка, явившаяся причиной неполадок, также должна быть устранена. Диагностика и ремонт бытовых кондиционеров проходят проще в тех случаях, когда за наружным блоком не нужно карабкаться на двенадцатый этаж. Иначе лучше уж под капотом покорпеть.

Устройство коммуникаций в кондиционере

  • Монтаж электрической проводки обычно проходит через внутренний блок.


Это не всегда так, особенно когда одновременно вешаются кондиционеры в нескольких офисах. Но централизованное управление помогает оборудование действовать эффективно. В этом случае провод из комплекта прикручивается на клеммы, расположенные за съемным щитком. Уместно упомянуть, что кондиционер лучше всего вообще не подключать через удлинитель. А еще он не любит перепадов напряжения. Некоторые умельцы рекомендуют вести подключение через источник бесперебойного питания от персонального компьютера. Насколько такое решение уместно, судить не беремся. Лучше всего использовать выделенную розетку и не совмещать подключение через тройник с другими бытовыми приборами. Компрессор при пуске может потреблять значительный ток, что накладывает свои ограничения на используемые коммуникации.

  • Дренажная трубка обычно идет рядом с фреоновыми.

Но если последние закручиваются ключом во избежание утечек, то с влагой не все так строго. Достаточно будет обычной фум-ленты. Соответственно, ремонт и монтаж кондиционеров проводится в этой части проще. Соединения разборные, не требуют специального инструмента.

И, наконец, любые диагностика и ремонт кондиционеров начинаются с оценки кода ошибки. Большинство моделей сами скажут, что именно не работает. Мы надеемся, что теперь ремонт кондиционеров Дайкин наши читатели переварят без усилий.

Видео инструкция