Ремонт вентиляторов своими руками

Большинство вентиляторов состоит из схем коммутации, запуска, а также обмотки электромотора. Элементов перечня и касается ремонт. Часто в бытовых моделях используется тривиальная катушка из медной жилы с лаковой изоляцией. Рассмотрим сегодня, как делать ремонт вентиляторов своими руками, когда индуктивность сгорела, либо проволока порвалась по причине неосмотрительности оператора. Для восстановления катушки используется старое доброе приспособление, которого, несмотря на простоту, не достанешь в магазине. Кстати, с помощью механизма мотают индуктивности, используя электрический привод или работая ручками.

У промышленных вентиляторов по-другому, в отличие от бытовых эти чаще центробежные. Обмотка коллекторного или асинхронного двигателя в домашних условиях восстановлению не подлежит, или сделать это сложно будет. Умельцы повторяют в родных пенатах производственный заводской цикл.

Из чего состоит вентилятор

Типичный вентилятор, где бы ни был установлен, включает в себя:

  • двигатель переменного или постоянного тока;
  • маховик;
  • кнопки, реле или контакторы;
  • схема автоматической регуляции.

Устройство вентилятора

Те или иные элементы отсутствуют, но схематика ремонта выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь прозвоним обмотки двигателя. Каков бы ни был тип, внутри имеются катушки, которые дают (на экране тестера) сопротивление в единицы-десятки Ом. Обратите внимание, что пусковые обмотки асинхронных двигателей прозванивают после конденсатора. Это очевидный момент, тем не менее, игнорирование правила приводит к неразберихе. Напомним, что конденсатор поворачивает фазу напряжения на 90 градусов, что помогает создать правильное распределение поля внутри статора. Если двигатель коллекторный, то у него обмотки соединены последовательно (а конденсатора, естественно, нет). В этом случае разумно прозвонить мотор на входе, поскольку неисправность может укрыться в другом месте. Зафиксирован обрыв или нет, снимаем щетки и займемся коллектором во вторую очередь. Для этого звоним каждую секцию отдельно. При выявлении неисправности ремонтопригодность вентилятора охлаждения оценивается по конструкции. Сделать это сложно, но попытайтесь найти новый коллектор. Нечего и говорить, что у асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором барабан не ломается. Ток в «беличьей клетке» сравнительно мал, а медь, завальцованная внутрь, напротив, – толстая.
  2. Во вторую очередь оценивается исправность жил, реле, кнопок. Для этого прозванивается цепь, в том числе и в условиях срабатывания терморегулятора. Как это сделать, зависит от конструкции. Имитируйте нагрев, зажигалкой подогревая датчик. Такой подход разумен в кухонных вытяжках и прочих приборах, где температура сравнительно высока. Каждая кнопка проверяется на прохождение и прерывание электрического тока в соответствующих положениях. Часто ремонт бытовых вентиляторов своими руками как раз касается коммутации. Кнопки нажимаются неаккуратно, либо и вовсе проливается на них жидкость. В этом случае требуется восстановить правильное функционирование механической части, почистить контакты. Кто хоть раз проливал варенье на пульт управления телевизором, поймет, о чем идет речь. В этом случае механизм разбирается, контакты чистятся. Нелишним будет напомнить, что конденсатор пропускает переменный ток, поэтому в сладком случае проделывают две операции: звонят элемент на проверку наличия короткого замыкания (это поломка), затем подают питание переменным током и проверяют прохождение сигнала со стороны обмотки. Так можно с полной уверенностью сказать, поломан ли конденсатор.
Читайте также:  Как выбрать вентилятор

Ремонт вентилятора своими руками

Перед сборкой не забудьте смазать механическую часть, масло не должно попасть между ротором и статором. В идеале здесь равномерный зазор. Если это не так, проведите центрирование ротора, это сложная задача. Иногда подшипники отсутствуют. В бытовых вентиляторах нагрузка не столь велика, чтобы потребовалось улучшить скольжение. Однако трущиеся места возникают в любом случае. Шероховатые участки смазывают.

Как намотать простейшую индуктивность для вентилятора

Кто разбирал детские машинки, в курсе, что внутри часто стоит индуктивность, обыкновенная катушка из проволоки. В бытовых вентиляторах картина та же. Это же скажем и об устройствах розжига электроплиты, а также и другие приборы. Катушки индуктивности доступно намотать, используя специальное приспособление. А, следовательно, и ремонт вентиляторов своими руками получится выполнить, не прибегая к помощи мастера.

Для этого понадобится доска. Полуметровый кусок фанеры, на который крепится две пары стоек. С одной будет сматываться проволока, а на другой набираться новая катушка индуктивности. Между каждой парой стоек ось, которая свободно вращается. Для автоматизации процесса предусмотрите наличие приспособлений для подключения привода от шуруповерта, дрели или иного устройства аналогичного толка. Для ручной перемотки используйте ручку, как у кинооператоров в стареньких фильмах.

Намотка индуктивности

Перед намоткой индуктивности размотайте старую. А до того катушку прозвоните, чтобы ремонт канальных вентиляторов и центробежных вентиляторов не включал в себя лишней работы. Один конец катушки верхний. Какой именно, легко понять, если снять изоленту или другой вид защитного покрытия с витков. После этого начинается процесс смотки. Понятно, что для этого потребуется каркас. В простейшем случае можно обойтись деревянной катушкой для швейных ниток. При смотке не допускаются как излишний натяг, так и послабление проволоки. Для этого медь оттягивается пальцем чуть вверх. Затем включается привод, или в дело вступает вторая рука. Если обрыв произошел в начале или в конце, то эту же проволоку используйте и для намотки новой индуктивности. В противном случае лучше по измеренной длине купить новых комплектующих.

Вне зависимости от разновидности вентиляторов намотка ведется рядами от края и по принципу челнока. Витки ложатся поплотнее друг к другу, что контролируется пальцем придерживающей проволоку руки. Концы выводятся в точности так же, как это было сделано у исходной катушки, чтобы не забивать себе голову подробностями, рекомендуется провести съемку на мобильный телефон того, как выглядел бытовой вентилятор до проведения ремонта. Это касается колодок, клемм, кнопок, реле и двигателя. Как только намотка окончена, концы закрепите. После этого катушка звонится. Если сигнал не проходит, то виновата лаковая изоляция проволоки. Снимается таблеткой аспирина и паяльником, то же, кстати, проделайте и перед лужением. Поэтому доставайте жало и ждите, пока нагреется.

Читайте также:  Какие купить запчасти для вентилятора

Блок питания вентилятора

Тем временем найдите кусок изоленты, чтобы обмотать катушку бытового вентилятора. Очищенный от изоляции провод звонится, в случае успеха тут же и залудите с обоих концов. Бытовой вентилятор готов к работе, собирайте электрические соединения, ставьте катушку на место, и ремонт окончен. Проверим прибор, хорошо ли работает от сети. При неприятном звуке, издаваемом двигателем, примените смазку. Пропали скрежет и писк? Значит, процедура пошла бытовому вентилятору на пользу. Шумность существенный фактор при эксплуатации домашней техники. Подключайте блок управления вентилятором, прибор готов к эксплуатации.

Бытовые вентиляторы

Бытовые вентиляторы разнятся по конструкции, но суть в том, что применяются схожие технические решения. Вот краткий перечень тех мест, где полезна вращающаяся крыльчатка:

  • компрессоры холодильников непременно имеют принудительный обдув;
  • ремонт вентилятора блока питания является заурядной проблемой;
  • каждый асинхронный двигатель содержит пару крыльчаток на валу для обдува катушек статора;
  • ни один пылесос не обходится без двигателя с лопастями;
  • кулер процессора представляет собою уменьшенную копию бытового вентилятора;
  • без вентилятора отопителя ни один салон авто не прогреется как следует, а ремонт гидромуфты вентилятора набил оскомину некоторым водителям;
  • вытяжки кухонные, туалетные и прочие имеют в своем составе мотор и крыльчатку.

Это далеко не полный перечень бытовой техники, где применяются вентиляторы. Например, если системный блок компьютера излишне шумит, потребуется смазка кулеров. Для этого аккуратно отдирается пинцетом наклейка на корпусе вентилятора, торец оси выходит прямо сюда. Капните пару капель на точку скольжения, и шумность должна уменьшится. И везде, где встречаются вентиляторы, применимы и перечисленные выше приемы ремонта. Различие в размерах, назначении и прочих деталях.

Изучив принципы формирования индуктивностей, принимайтесь за замену катушек статора двигателей. Это длительный и нудный процесс, которым заниматься не рекомендуется, но если кто решится, то рекомендуем сфотографировать ремонтируемую часть, затем выкусить проводку, намотать правильно витки и нужным образом провести обратное подключение. Звучит непросто, а выполнить еще сложнее. Часто катушки даже не имеют никакой оболочки. Это просто моток проводов, который непонятным образом соединен с соседними катушками. В результате бытовой вентилятор смотрится страшно в разобранном виде. Под проволоку статор имеет кюветы, куда сложно уложить витки. Вот поэтому ремонтом двигателей бытовых вентиляторов никто не занимается.

Кстати, дамы вообще считают, что разобранный вентилятор негодный и выкидывают разложенные тут и там детали. Не оставляйте раскуроченный прибор без присмотра.