Ремонт вентиляторов своими руками

Большинство вентиляторов состоит из схемы коммутации, запуска, а также обмотки электромотора. Вот этих-то элементов и касается ремонт. Очень часто в бытовых моделях используется обычная катушка из провода с лаковой изоляцией. Рассмотрим сегодня, как делать ремонт вентиляторов своими руками, когда индуктивность сгорела, либо проволока порвалась по какой-то причине. Для восстановления катушки используется старое доброе приспособление, которого, несмотря на простоту, не достанешь в магазине. Кстати, с его помощью можно мотать любые индуктивности, используя электрический привод или работая своими руками.

У промышленных вентиляторов все по другому, в отличие от бытовых они чаще центробежные. В свою очередь обмотка коллекторного или асинхронного двигателя в домашних условиях восстановлению не подлежит, или сделать это очень сложно будет.

Из чего состоит вентилятор

Типичный вентилятор, где бы он ни был установлен, включает в себя:

  • двигатель переменного или постоянного тока;
  • маховик;
  • кнопки, реле или контакторы;
  • схема автоматической регуляции.

Устройство вентилятора

Те или иные элементы могут отсутствовать, но общая схематика ремонта выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь необходимо прозвонить обмотки двигателя. Каков бы ни был его тип, внутри всегда имеются катушки, которые должны давать сопротивление порядка единиц-десятков Ом. Обратите внимание, что пусковые обмотки асинхронных двигателей необходимо прозванивать после конденсатора. Это очевидный момент, тем не менее, неисполнение правила может привести к неразберихе. Напомним, что конденсатор поворачивает фазу напряжения на 90 градусов, что помогает создать правильное распределение поля внутри статора. Если двигатель коллекторный, то обычно у него все обмотки соединены последовательно (а конденсатора, естественно, не имеется). В этом случае бывает разумно прозвонить мотор на самом входе, поскольку неисправность может крыться в другом месте. Зафиксирован обрыв или нет, необходимо снять щетки и заняться коллектором во вторую очередь. Для этого следует звонить каждую секцию отдельно. В случае выявления неисправности возможность ремонта вентилятора охлаждения оценивается по конструкции. Обычно сделать это достаточно сложно, но можно попытаться найти новый коллектор. Нечего и говорить, что у асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором барабан обычно не ломается. Ток в «беличьей клетке» сравнительно мал, а провода, завальцованные внутрь, напротив, – толстые.
  2. Во вторую очередь оценивается исправность проводки, реле кнопок. Для этого прозванивается вся цепь, в том числе и в условиях срабатывания терморегулятора. Как это сделать, зависит от конструкции. В частности, можно имитировать нагрев, зажигалкой подогревая датчик. Такой подход разумен в кухонных вытяжках и прочих приборах, где температура сравнительно высока. Каждая кнопка проверяется на прохождение и прерывание электрического тока в соответствующих положениях. Очень часто ремонт бытовых вентиляторов своими руками как раз касается коммутации. Кнопки нажимаются неаккуратно, либо и вовсе проливается на них жидкость. В этом случае требуется восстановить правильное функционирование механической части, почистить контакты. Кто хоть раз проливал варенье на пульт управления телевизором, должен понять, о чем идет речь. В этом случае механизм разбирается, контакты чистятся. Нелишним будет напомнить, что конденсатор пропускает переменный ток, поэтому в его случае нужно проделать две операции: прозвонить элемент на проверку наличия короткого замыкания (это поломка), затем подать питание переменным током и проверить прохождение сигнала со стороны обмотки. Так можно с полной уверенностью сказать, поломан ли конденсатор.
Читайте также:  Какой отпариватель лучше

Ремонт вентилятора своими руками

Перед сборкой не забудьте смазать механическую часть, и никогда масло не должно попадать между ротором и статором. В идеале здесь должен быть и равномерный зазор. Если это не так, то необходимо провести центрирование ротора, что является достаточно сложной задачей. Иногда подшипники могут отсутствовать. В обычных бытовых вентиляторах нагрузка не столь велика, чтобы потребовалось как-то улучшить скольжение. Однако трущиеся места есть в любом случае, и их нужно смазать.

Как намотать простейшую индуктивность для вентилятора

Кто разбирал детские машинки, в курсе, что внутри часто имеется индуктивность, то есть совершенно обычная катушка из проволоки. Во многих бытовых вентиляторах картина та же. Это же можно сказать и про устройства розжига электроплиты, а также многие другие приборы. Такие катушки индуктивности можно намотать, используя специальное приспособление. А следовательно, и ремонт вентиляторов своими руками получится выполнить, не прибегая к помощи мастера.

Для этого понадобится доска. Это может быть длинный кусок фанеры, на который крепится две пары стоек. С одной будет сматываться проволока, а на другой набираться новая катушка индуктивности. Между каждой парой стоек имеется ось, которая свободно вращается. Для автоматизации процесса предусмотрите наличие приспособлений для подключения привода от шуруповерта, дрели или иного устройства аналогичного толка. Для ручной перемотки удобно использовать ручку, совсем как у кинооператоров в стареньких фильмах.

Намотка индуктивности

Перед намоткой индуктивности, необходимо смотать старую. А до того необходимо катушку прозвонить, чтобы ремонт канальных вентиляторов и центробежных вентиляторов не включал в себя лишней работы. Один из концов катушки верхний. Какой именно легко понять, если снять изоленту или другой вид защитного покрытия с витков. После этого начинается процесс смотки. Понятно, что для этого потребуется какой-нибудь каркас. В простейшем случае можно обойтись обычной катушкой для швейных ниток. В ходе смотки не допускается как излишний натяг, так и послабление проволоки. Для этого она натягивается пальцем чуть вверх. Затем включается привод, или в дело вступает вторая рука. Если обрыв произошел в самом начале или конце, то эту же самую проволоку можно использовать и для намотки новой индуктивности. В противном случае лучше по измеренной длине купить новых комплектующих.

Вне зависимости от разновидности вентиляторов намотка ведется рядами от края и по принципу челнока. Витки ложатся по возможности плотнее друг к другу, что контролируется пальцем придерживающей проволоку руки. Концы выводятся в точности так же, как это было сделано у исходной катушки, чтобы не забивать себе голову подробностями, рекомендуется провести съемку на мобильный телефон того, как выглядел бытовой вентилятор до проведения ремонта. Это касается всех колодок, клемм, кнопок, реле и, конечно же, двигателя. Как только намотка окончена, концы необходимо закрепить. После этого катушка звонится. Если сигнал не проходит, то виновата может быть и лаковая изоляция проволоки. Она снимается таблеткой аспирина и паяльником, то же самое, кстати, необходимо будет проделать и перед лужением. Поэтому доставайте жало и ждите, пока нагреется.

Читайте также:  Установка домашнего кинотеатра

Блок питания вентилятора

Тем временем необходимо найти кусок изоленты, чтобы обмотать катушку бытового вентилятора. Очищенный от изоляции провод звонится, в случае успеха необходимо тут же его и залудить с обоих концов. Бытовой вентилятор почти готов к работе, собирайте электрические соединения, ставьте катушку на место, и ремонт окончен. Проверим прибор, хорошо ли работает от сети. При неприятном звуке, издаваемом двигателем, следует применить смазку. Пропали скрежет и писк? Значит процедура пошла бытовому вентилятору на пользу. Шумность важный фактор при эксплуатации домашней техники. Подключайте блок управления вентилятором, прибор готов к эксплуатации.

Бытовые вентиляторы

Бытовые вентиляторы очень разные, но суть в том, что во многих конструкциях применяются схожие технические решения. Вот краткий перечень тех мест, где полезна вращающаяся крыльчатка:

  • компрессоры холодильников непременно имеют принудительный обдув;
  • ремонт вентилятора блока питания является заурядной проблемой;
  • каждый асинхронный двигатель содержит пару крыльчаток на валу для обдува катушек статора;
  • ни один пылесос не обходится без двигателя с лопастями;
  • кулер процессора представляет собою уменьшенную копию бытового вентилятора;
  • без вентилятора отопителя ни один салон авто не прогреется как следует, а ремонт гидромуфты вентилятора набил оскомину некоторым водителям;
  • вытяжки кухонные, туалетные и прочие имеют в своем составе мотор и крыльчатку.

Это далеко не полный перечень бытовой техники, где применяются в своем вентиляторы. Например, если системный блок компьютера излишне шумит, то требуется смазка кулеров. Для этого аккуратно отдирается пинцетом наклейка на корпусе вентилятора, торец оси обычно выходит прямо сюда. Капните пару капель на точку скольжения, и шумность должна уменьшится. И везде, где встречаются вентиляторы, вполне применимы и все приемы их ремонта. Различие лишь в размерах, назначении и прочих деталях.

Изучив принципы формирования индуктивностей, можно приниматься за замену катушек статора двигателей. Это длительный и нудный процесс, которым заниматься не рекомендуется, но если кто-то решится, то обычно необходимо сфотографировать ремонтируемую часть, затем выкусить проводку, намотать правильно витки и нужным образом провести обратное подключение. Звучит непросто, а выполнить еще сложнее. Очень часто катушки даже не имеют никакой оболочки. Это просто моток проводов, который непонятным образом соединен с соседними катушками. В результате бытовой вентилятор смотрится достаточно страшно в разобранном виде. Под проволоку статор имеет кюветы, куда достаточно сложно уложить витки. Вот поэтому ремонтом двигателей бытовых вентиляторов обычно никто не занимается.