Легко догадаться: внутри мясорубки стоит электродвигатель, дополненный схемой управления скоростью вращения. Если отбросить в сторону случаи, когда требуется заменить защитные втулку, муфту, ремонт мясорубок своими руками касается знаний теории, практики работы моторов переменного тока. В электродвигателях чаще применяются коллекторные конструкции бытовой электроникой, по промышленности доминируют асинхронные. Новички спросят, откуда взяли авторы информацию. Отвечаем: по данным сервисной службы фирмы Аристон, с 90-х годов прошлого века коллекторные двигатели вытесняют в бытовом сегменте асинхронные. Сегодня процент первых достигает 85 общего количества. На этой радужной ноте начнем рассмотрение электрических машин переменного тока и способов управления.
Двигатели переменного тока
Часто приходится слышать утверждение: коллекторные двигатели одинаково хорошо работают от переменного и постоянного тока. Скажем больше: переменный ток теряет часть мощности, проходя дроссели статора и ротора, индуктивность старается задержать частоту. 50 Гц многовато для простой проволочной катушки с лаковой изоляцией. Часто обмотки статора выводят каждую по отдельности, сколько есть. Запитать можно одну. Страдает мощность, потери уменьшаются, достигая минимальных размеров.
Как проще регулировать асинхронный двигатель. Найдены два способа, применяемые мясорубками:
- Изменение амплитуды питающего напряжения.
- Коммутация обмоток.
Понятно, первый способ требует включения в схему дополнительных элементов. Хотелось по этому поводу заметить! Довелось прочитать на форуме про отечественный регулятор скорости вращения асинхронного двигателя, будто там одни резисторы. Автор намекал на присутствие резистивного делителя напряжения. Однако! Когда активный элемент работает в линейном режиме — большинство регуляторов строится тиристорами — сопротивление далеко от бесконечности или короткого замыкания. Ставят радиаторы, оберегая полупроводниковые ключи, коснемся темы ниже. Хотим довести до внимания читателя: будут потери всегда.
Малой кровью не обойдешься. Устройство мясорубки содержит двигатель с двумя обмотками, пусковым конденсатором, ротор представлен барабаном, видим 100% асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа «беличья клетка». Встретим схему с коммутацией обмоток. Выглядит следующим образом. Одна катушка наматывается по периферии, включается через конденсатор, обеспечивая нужный сдвиг фаз. Вторая намотана под углом 45 градусов по окружности, сдвига фаз лишена. Одна поделена двумя неравноценными обмотками. Каждая может включаться по отдельности, параллельно (вместе). Дает три скорости.
Добавим теме асинхронных двигателей. Инструкция по ремонту мясорубок забудет упомянуть мелочь: внутри обмоток часто ставится термопредохранитель, рассчитанный на 135 градусов. Зарубежные элементы чаще украшает буква F, к Фаренгейту цифра имеет мало отношения. В отличие от трансформаторов Elenberg, где оплетка честно пишет: внутри термопредохранитель, асинхронные двигатели часто упоминаний лишены. Звоните обмотки: одна терпит разрыв, терпеливо ведите осмотр на предмет разных элементов, спрятанных между проволокой. Непросто бывает сделать, поверьте. Первый взгляд показывает только медь, второй – медь, третий – замечен элемент защиты.
Термопредохранитель найден, следует выпаять, прозвонить. При положительном тесте на поломку раздобудьте новый, впаяйте вместо старого. Догадываетесь, почему нельзя закоротить? Правильно! В следующий раз сгорит не термопредохранитель – асинхронный двигатель, хлопот прибавится. Похожие радиоэлементы стоят во многих изделиях, специальных требований нет. Наверняка найдется на барахолке подходящий экземпляр. Самостоятельно мастерить поостерегитесь. Как дело обстоит с регуляцией оборотов асинхронных двигателей. Годится метод деления напряжения тиристором, на практике применяется отсечка тока.
Опишем процесс:
- Напряжение питания подается, минуя щетки последовательно на ротор и статор. Направление движения вала определяется направлением обмоток.
- Ток проходит через тиристорный ключ, управляемый суммой напряжений.
Источник формирования сигнала коммутации предопределяет сложность схемы. Коллекторные двигатели искрят. При переключении секций возникает противо-ЭДС. Направлена противоположно относительно питания. Применяют обратную связь. Через конденсатор, диод противо-ЭДС складывается на управляющем электроде тиристора. Больше амплитуда, меньше открыт шлюз. Мотор стартует, либо нагрузка возрастает – обороты снижаются. Амплитуда само-ЭДС становится меньше, ток ключа увеличивается, двигатель опять выходит на режим. Нет нужды говорить, как важно сохранить постоянство оборотов, схемы решают названную проблему. Понятно, на ключе теряется часть мощности, неизбежная оплата стабильности. Через переменный резистор можно отдельно регулировать скорость. Кто интересуется – неплохие варианты найдете здесь k88882.narod.ru/dom007.html.
Чиним двигатели переменного тока
Мясорубка вскрыта, начинаем осматривать двигатель. Необходимо померить резистивное входное сопротивление. Если в схеме виднеется конденсатор, определим как обрыв, неверно истолковывают, считая поломкой. Чтобы самостоятельно починить мясорубку, уточните предлагаемый тип двигателя. Традиционно коллекторный, легко узнать, благодаря характерному барабану, разбитому сегментами, прилегают диаметрально две графитовые щетки. У асинхронных двигателей продают варианты с короткозамкнутым, фазным ротором. В первом случае вращающаяся часть лишена электрического контакта со статором, источником питания, во втором – наличествует пара колец снабжения током обмоток ротора.
Отличие асинхронного двигателя с фазным ротором – валу лишен сегментированного барабана, пара щеток отсутствует. Ремонт электрических мясорубок проводится согласно типу двигателей. У асинхронного звонится вход в любом случае. Коллекторному движку недостаточно.
Прозвоним секцию, вращаем вал, измеряя сопротивление каждого шага. Значения должны быть равными. Процесс прекращается – завершен оборот. У коллекторных двигателей часто статор сделан на одной катушке. Соединена магнитопроводом с ротором, представлена сердечником с витками проволоки. Ремонт мясорубок своими руками будет халявой. Даже если проволока погорела по центру, всегда купите в магазине моток новой с лаковой изоляцией, намотаете собственноручно нужный объем.
Пользуются устройством, сформированным двумя парами стоек, установленными визави на длинной доске. На каждой вращающаяся ось. Одна вмещает новую катушку, вторая – моток проволоки. Здесь же смотаете старый дроссель локализовать обрыв, сколько витков мотать, какова длина проволоки. Большинство людей пользуется ручкой, наподобие старенькой шарманки, допускается применять привод шуруповерта, дрели. Скорость определяйте, чтобы было удобно плотно укладывать витки. Челноком вторая рука направляет проволоку из стороны в сторону, от края до края катушки. В заключение прозвоним катушку, измерим электрическое сопротивление.
Ремонт асинхронных двигателей определен конструкцией. Статор поддается ремонту. Конфигурация обмоток ротора сложновата (если имеются). Однако если сил невпроворот, время, желания заниматься – остановить мастера невозможно. Пусть потрачены будут сутки, двигатель снова работает в составе мясорубки.
- Направление намотки.
- Количество витков.
- Расположение выводов.
Три кита помогут правильно расположить проволоку, объединить с соседними катушками допускается, заручившись помощью пайки, наложением в месте электрического соединения изоляции. Основные причины поломок мясорубок становятся следствиями неправильной эксплуатации. Чаще наблюдается два грубейших нарушения со стороны пользователей бытовых приборов:
- Превышение допустимого времени непрерывной работы, занижение продолжительности отдыха. Параметры не рекламируются производителями, далеко не все мясорубки содержать защиту против перегрева. Пользователи лишены информации об особенностях. Хозяйки теряют блендеры. Мотор легко ломается.
- Второй оплошностью является попадание твердых костей под шнек. Ремонт мясорубки Zelmer заключается в замене защитной муфты. Иной раз придется докупить комплект запчастей.
Горят конденсаторы, вздуваются (электролитические на фильтрах). Звоните, проводите визуальную проверку: один бок выпирает. Торец продавлен крестовидным углублением. Выгибается наружу. Сгорел конденсатор – считайте благоприятным исходом. Всем удачного ремонта!