Ремонт акустических систем своими руками

Акустические системы делятся на активные и пассивные, разница между ними в наличии внутри различных микросхем для обработки звука. Это могут быть усилители, фильтры, интерфейсы считывания флэш-носителей и расшифровки сжатых форматов звука. В последнем случае акустическая система приближается по возможностям к проигрывателю. Мы рассмотрим, что делать, когда не работают динамики. Колонки включают в себя достаточно большое число устройств для воспроизведения звука, и многим, наверное, интересно, как именно следует производить ремонт акустических систем своими руками в этой части. Понадобится специальный клей. В бытность СССР это были БФ 4 и АК 20. Соответственно, необходимо подбирать и растворители. Понадобится при разборке демонтировать клееные соединения, чтобы починить акустическую систему самостоятельно.

Устройство типичного динамика акустической системы

Классификация динамиков акустической системы

Для того чтобы вести ремонт акустических систем своими руками, необходимо знать, как работает устройство. Чтобы не навредить. Вне зависимости от размеров динамик акустической системы имеет электрическую и механическую части. Первая состоит преимущественно из катушки индуктивности. Вторая включает постоянный магнит и мембрану. Однако не все так просто. Вот неполная классификация динамиков акустических систем.

Динамики

  • Электродинамические устройства воспроизведения делятся на три класса, но всех их объединяет наличие магнита и движущейся мембраны:
  1. Катушечные построены по принципу, который известен всем владельцам газовых колонок. Кольцо из магнита при подаче напряжения на дроссель заставляет его двигаться согласно поданному току звуковой частоты.
  2. В ленточных роль переменного магнита выполняет узкий гофр. Никакой катушки, понятное дело, внутри не имеется. Для применения таких динамиков обычно требуются согласующие трансформаторы. Это один из признаков, по которым можно судить о типе динамика акустической системы.
  3. Изодинамические громкоговорители включают в свой состав квадратную или круглую спираль, которая движется вместе с мембраной в поле постоянного магнита.
  • Электростатические устройства воспроизведения отличаются тем, что в них нет движущихся частей. Точнее, мембрана колеблется, но при этом не совершает поступательных движений. Такие динамики идеальны для высоких частот, благодаря малой инерционности.
  1. В конденсаторных динамиках имеется два электрода. Один ребристый и массивный, на него подается переменный потенциал. Это опора для второго электрода, который может быть, например, тонкой фольгой. Сигнал звуковой частоты имеет переменный характер, потому пленка то притягивается, то отталкивается от опоры. Также существует механизм регулирующий натяг: тонкая фольга обтягивает массивный электрод снаружи. От степени прижатия зависит характеристика динамика. Элекретные наушники
  2. Электретные динамики построены на заранее наэлектризованной пленке. Недостаток конструкции в том, что через несколько лет статический заряд исчезает, требуется его возобновление.
  • Пьезокерамические динамики работают на эффекте преобразования электричества в колебания кристалла кварца. Понятно, что большой мощности от такого устройства не добьешься, однако для воспроизведения высоких частот в акустических системах такой динамик вполне подходит. Главное достоинство такого решения в малом потреблении энергии.
  • Ионные динамики на практике не встречаются, хотя теория была разработана еще в 50-х годах. Суть в модуляции ионов газа звуковыми колебаниями. Для этого необходимо получить электрическую дугу. В частности, имеются идеи использования в этих целях пламени, которое, как известно, состоит из положительных и отрицательных частиц.

Теперь читатели примерно знают о том, какие встречаются в природе устройства для воспроизведения звука. В частности, многие замечали, что далеко не всегда в динамик акустической системы можно найти катушку индуктивности. Следовательно, перед ремонтов или в процессе необходимо провести правильную классификацию устройств с тем, чтобы должным образом провести все необходимые операции.

Колонки в разобранном виде

Устройство динамиков акустической системы

Мы уже частично коснулись устройства. Вот как обстоит дело в случае с электродинамическими моделями. Имеется диффузор, который служит опорой для колпачка. Он представляет собой некое подобие широкого рупора, на который клеится катушка с обратной стороны. Прямо к колпачку мембраны подходят гибкие провода, пробивая диффузор изнутри. Места пайки отлично видно с фронтальной части динамика. Обычно катушка очень легкая, потому что требуется обеспечить сравнительно малую инерционность системы. Даже бас ля первой октавы имеет частоту порядка 50 кГц. Понятно, что для того, чтобы колебаться с такой скоростью, подвижная часть динамика акустической системы не должна быть тяжелой.

Магнит установлен на станине неподвижно. Обычно это кольцо. В его отверстии бегает в обоих направлениях катушка индуктивности, двигая одновременно колпачок и мембрану. Провода соединительные также совершают постоянные колебания. Для позиционирования подвижной части по вертикальной и горизонтальной оси служит центрирующая шайба. Это такой перфорированный кусок упругого материала, который обеспечивает расположение колпачка и диффузора точно по центру. При этом центрирующая шайба не мешает смещению подвижной части вдоль оси симметрии. Ремонт в этом случае может быть до смешного прост:

Поскольку мембрана и колпачок не ломаются, то дело, как правило, заключается в проверке электрического монтажа, это места пайки проводов, целостность катушки.

При необходимости индуктивность наматывается по образу и подобию старой. Каждый слой витков промазывается клеем БФ 4. Некачественная пайка выполняется заново. Как именно намотать индуктивность, решайте сами. Обычно для этого делается специальное приспособление из двух пар стоек, стоящих на длинной доске друг напротив друга. Обе соединены осями. На одной находится сердечник новой катушки, на другой – провод из магазина. Излишне, быть может, но напомним, что проволоку следует покупать с лаковой изоляцией. Необходимо также правильно выдержать толщину. Сделать это можно, например, при помощи штангенциркуля.

Намотка ведется сравнительно быстро, пока клей не успел высохнуть. Витки ложатся плотно один к другому, из края в край по принципу челнока. Важно выдержать правильно количество оборотов и должным образом расположить выводы.

Динамики акустической системы

Часто приходится разбирать динамик акустической системы для ремонта. Запаситесь для этого растворителем. Все клееные соединения смачиваются, после чего выжидается определенное время. Обратите внимание еще вот на какой момент: все стыки тщательно зачищаются. Это делается вне зависимости от того, какой клей в будущем будет применяться для сборки динамика акустической системы.

Диапазон динамика акустической системы

Не секрет, что множество динамиков используется в акустической системы потому, что каждый из них имеет свой диапазон воспроизводимых частот. Можно сказать, что каждый служит своеобразным фильтром. Однако случается, что нужно как-то сместить диапазон… Можно поднять частоты резонанса электродинамической системы, если покрыть лаком центрирующую шайбу. Используются 5 – 10% раствор ЦАПОН или целлюлоза в ацетоне. Лак наносится мягкой кисточкой по кругу. Необходимо всячески избегать расцентровки подвижной части динамика акустической системы. Последовательно выполняя все операции, можно повысить частоты резонанса в 1,5 – 2 раза, а это примерно одна октава.

Чтобы понизить диапазон, следует наклеить утяжелители на подвижную часть. К примеру, это может быть правильной формы кольцо из картона, которое крепится к обратной стороне диффузора. Следует очень точно выдерживать симметрию расположения деталей. Звуковое давление при этом стремительно падает. Уменьшается не только громкость, но и происходит значительное сужение диапазона со стороны высоких частот. Однако в области резонанса по-прежнему динамик акустической системы будет иметь хорошие характеристики.


Расширить диапазон можно в обе стороны (если не имеется колпачка). Для этого прямо по центру, с фронтальной части, над катушкой индуктивности динамика акустической системы клеится усеченный конус. Масса его должна быть по возможности меньше. Для этого подойдет тонкая, плотная бумага, пропитанная лаком ЦАПОН. Верхняя площадка равна катушке, высота составляет половину диффузора, а конусность 70 градусов. За счет прибавки массы подвижной части резонансная частота чуть падает, зато и верхний край диапазон поднимается, благодаря жесткой сердцевине, более твердой, нежели сам диффузор. В результате происходит расширение спектра воспроизводимых звуков в обе стороны. Общий прирост может составить полторы-две октавы, поэтому овчинка стоит выделки. Позаботьтесь также о правильной настройке электронной части: если имеются какие-то фильтры на конденсаторах и резисторах, то это может ограничить возможности механики.

Можно повысить звуковое давление на резонансной частоте для неэкранированной магнитной системы. Для этого стоит найти точно такое же или похожее кольцо, как уже установлено. Следует приклеить второй магнит на обратную сторону уже стоящего, это усилит взаимодействие полей, следовательно, и сила звука возрастет.

Устройство акустической системы нехитрое, что может сломаться, мы уже рассказали. Надеемся, что ремонт пройдет без сучка и задоринки.