Гайковёрт от шуруповёрта отличается формой головки: не шестигранное гнездо, а стандартный квадратный стержень на 13 мм (иного размера). В результате становится возможным без переходников использовать полный набор разборных торцовых гаечных ключей. Что сильно упрощает задачи автомобилистам. Посмотрим, как выбрать гайковёрт.
Устройство гайковёрта
Гайковёрт напоминает шуруповёрт. Это инструмент, по виду походящий на пистолет, ствол заканчивается приводом, куда надеваются согласно необходимости нужные насадки. Спуск двигателя выполняется кнопкой-курком. Часто от силы нажатия зависит скорость вращения. Для полных оборотов нужно надавить до упора. Технические характеристики гайковёртов принципиально не отличаются от шуруповёртов. Специфика работы располагает к использованию встроенного аккумулятора:
- Пожаробезопасность низких напряжений гайковёрта неоспорима. На коллекторе проскакивает искра, но специальной конструкцией корпуса увеличиваются защитные свойства. Что делает возможным применение гайковёрта в условиях гаражей и стоянок.
- Мобильность гайковёрта позволяет крутить из любого положения. Не приходится путаться со шнуром. В результате доступна работа в недостижимых местах: разобрать мотор на свалке, повесить боксёрскую грушу в саду.
Двойная изоляция инструмента избавляет от необходимости согласований. Гайковёрт считается полностью безопасным инструментом с точки зрения защиты от поражения электрическим током. Входит в третью группу (III), питается системой БСНН (безопасное сверхнизкое напряжение). Большинство гайковёртов прячут в недрах аккумулятор напряжением 12 – 20 В ёмкостью на 3-4 Ач.
Как шуруповёрт, указанный инструмент содержит внутри мощный понижающий редуктор. Скорость вала коллекторного двигателя сильно падает, пока доходит до шпинделя, зато пропорционально растёт крутящий момент. В результате малым током (до 3 А) удаётся получить большие значения. Расход гайковёрта крайне мал, сотня-другая Вт. В дорогих моделях скорость поддерживается за счёт внедрения специальной схемы, в большинстве случаев инструмент обходится без этого.
Специфика применения гайковёрта состоит в разборке. Шуруповёрт называют инструментом монтажника, рассматриваемый сегодня класс, скорее, орудие ремонтника. В продаже широко встречаются ударные модели. Пусть на краткий миг, гайковёрты достигают потрясающих крутящих моментов. К примеру, 550 Нм. Что в 2,5 – 3 раза превышает типичные цифры. Это позволяет стронуть в большинстве случаев даже застарелые гайки. Неоценимо иногда.
У гайковёрта непременно присутствует реверс, для сборки и демонтажа. Мало отличается от шуруповёрта. Двигатель обладает типичной схемой охлаждения, но потребуется внимательно читать инструкцию на предмет указаний о цикле работы. В большинстве случаев режим дрели, если таковой присутствует, работает крайне ограниченный период времени, потом гайковёрт нуждается в отдыхе. Созданы устройства с продолжительным циклом работы. Эти гайковёрты хороши, но развивают меньшую скорость или крутящий момент.
Случаются элементы в семье, состоящие из новинок, которые отечественные и западные предприниматели изготавливаются в Китае. В последнем случае, при посредственных характеристиках, гайковёрт демонстрирует просто отвратительные показатели рабочего цикла. Не столь важна у гайковёртов мощность потребления, сколько развиваемое усилие и скорость вращения шпинделя.
Ударные гайковёрты
Поговорим об ударных гайковёртах. Об упомянутом классе устройств ходит немало противоречивых слухов. Как авторы уже отметили, ударные гайковёрты обладают превосходным крутящим моментом. Но создаётся он не постоянным усилием, а инерцией множества частых ударов. Ударный гайковёрт содержит специальную муфту, передающую усилие двигателя напрямую шпинделю только до некоторых пор. Потом инструмент срывается на удар. Резко и часто привод ударного гайковёрта бьёт по кулачку на оси, чтобы добиться нужного эффекта. Режим называется трещоткой (крепёж идёт понемногу, толчками). Отсюда плюсы и минусы описанных гайковёртов:
- Если брать способность откручивать старые болты и гайки, здесь ударный инструмент вне конкуренции. Показатели просто восхитительны. Остановим, к примеру, выбор гайковёрта на образчике с развиваемым крутящим моментом на 540 Нм. Это значит, на удалении в метр прибор давит с силой 5,4 кг (грубо говоря). Длина ручки гаечного ключа часто не превышает 20 см. Значит, на край (при использовании ударного гайковёрта) действует сила впятеро большая (100/20 см), свыше 25 кг. Такого усилия хватит, чтобы стронуть крепёж. Заметьте – без риска поломки, неизбежно возникающего в случае с гаечным ключом.
- Ударный гайковёрт штатно работает в таком режиме при превышении нагрузкой некоторого лимита. Начнёт стучать, если при сверлении попадается тугой участок. Зато большой крутящий момент осилит любой путь. Ударным гайковёртом невыгодно работать на среднем усилии, когда уже включается трещотка. Скорость оборотов резко падает, остаётся набраться терпения. При этом активно тратится заряд батареи. Это мало порадует, лучше стремиться работу выполнить другими методиками, а за ударный гайковёрт браться в крайнем случае. При ёмкости 3-4 Ач инструмента едва хватит на 50 мин работы. Ударный гайковёрт востребован на крайних режимах: при крайне больших и малых нагрузках.
- Работа в режиме трещотки сопровождается повышенным уровнем шума. Порекомендуем надевать наушники. Ударный режим повышено расходует ресурс прибора. Старайтесь применять при исключительной необходимости.
- Плюс работы ударным гайковёртом проявляется при использовании тисков. Весомая часть тяги получается за счёт инерции и ударов. В результате реальная нагрузка на тиски намного ниже. Большая часть усилия съедается упругостью материала, когда непрерывного давления нет.
В результате ударный гайковёрт считается специфическим инструментом, способным порой решить сложные задачи, но после перехода в режим трещотки скорость работы снижается. Инструмент не находится под угрозой перегрузки, которая для прибора считается штатной. Если болт не стронется, ударный гайковёрт просто потрещит, и дело закончится. Выгодно его применять бок о бок с типичным. Когда большие нагрузки берет ударная модель, а доканчивает дело обычная. Тандем успешен в любом начинании.
Какой брать гайковёрт
Склоняем читателей к покупке сразу двух гайковёртов: ударного и обычного. Первый поможет, пусть медленно, с заржавевшим крепежом, второй доведёт начатое до конца. При выборе инструментария старайтесь отдавать предпочтение одинаковому производителю, либо брать модели с совместимыми аккумуляторными батареями. В ходе работы требуется обеспечить одновременный заряд истощившихся источников.
Приобретая товар, следите за правильным заполнением гарантийного талона. Просите заполнить графы с маркой, датой приобретения. Пусть продавец поставит печать и распишется. Гарантии бывает две:
- Магазинная предполагает наличие чека с датой покупки. Выполняется доставкой сломавшегося товара до точки продажи. Здесь гайковёрт заберут на неопределённый срок, потом вернут.
- Гарантия производителя выполняется в сервисных центрах или на предприятии. Допустимо переслать туда товар почтой, довезти доступным методом. На счёт обратной отправки договариваются отдельно (иногда возможен исключительно самовывоз).
Беда в том, что магазинная гарантия меньше заводской. Зато продавец-консультант заботливо предложит приобрести талон на интервал сверх указанного. Выходит, продаёт уже положенное в другом месте, если правильно заполнен гарантийный талон. Старайтесь брать гайковёрт у производителя, сервисный центр которого (см. инструкцию при покупке или уточните на официальном сайте завода) находится неподалёку. Причём о данном месте требуется добрая слава.
Рекомендуем составить список магазинов и производителей, где присутствует подобный сервис.