Содержание
ПУЭ и СП ничего не говорят, как самостоятельно выполняется электропроводка в гараже. Между тем это помещение по классу пожароопасности не ниже П-IIА. Начало ведётся с расчёта класса гаража, цифра различается индивидуально. Немало зависит от количества топлива, хранимого внутри, включая бензобак автомобиля. Посмотрим на требования к электропроводке в гараже.
Как рассчитать класс пожароопасности гаража
Требования к изготовлению электропроводки нормируются согласно классам опасности помещения. К лимитирующим факторам относят:
- Горючие материалы: жидкие, твёрдые, взрывоопасные.
- Наличие проводящих электрический ток потолков, стен, полов.
- Влажные работы (термин из стандартов): стирка, мойка, санузлы.
- Отдельным разрядом идут работы на улице.
В нашем случае ограничений бывает немало, начнём с пожароопасности. Согласно СНиП 21-02 (п. 5.1.6) следует вести расчёт по СП 12.13130. Наш гараж подпадает под Приложение Б упомянутого документа. Написано, что сортировка по категории пожароопасности от В1 до В4 проводится согласно общей теплоте, выделяемой при сгорании имеющегося в помещении количества топлива. Показатель сильно зависит от категории горючего, удельная теплота разная. Данные из таблицы:
- Удельная пожарная нагрузка до 180 МДж/кв.м – класс пожароопасности В4.
- Удельная пожарная нагрузка 181 – 1400 МДж/кв.м – класс пожароопасности В3.
- Удельная пожарная нагрузка 1401 – 2200 МДж/кв.м – класс пожароопасности В2.
- Удельная пожарная нагрузка от 2201 МДж/кв.м – класс пожароопасности В1.
Пожарная нагрузка суммируется по видам топлива, присутствующим в гараже. Допустим, для бензина АИ-95 удельная теплота сгорания составляет 32 Мдж/л (при температуре окружающей среды 15 градусов Цельсия). Значит, что Toyota Ipsum 98 года выпуска содержит в недрах (при полном запасе) 60 х 32 = 1920 МДж гипотетических неприятностей. Для получения удельной пожарной нагрузки гаража нужно цифру разделить на площадь пола. При размерах стен 3 х 3 метра помещение явно попадает в категорию В3. А в гараже чуть побольше (5 х 6 = 30 кв. м), класс пожароопасности понизился до В4.
Обратите внимание, делить, согласно СП 12.13130, нужно минимум на 10. Но размещать запас топлива допускается далеко не везде. Класс пожароопасности читатели посчитают для себя самостоятельно.
Потом уже требуется применять конкретные нормы и правила. Причём для решивших перейти на жидкий (компримированный) газ называются отличные от указанных инструкции. Потребуется дополнительный расчёт, в ходе которого выяснится, что класс пожароопасности помещения повысился до А или Б. Пригодятся формулы:
- Выполняется расчёт критического объёма помещения: V = 1000 M / 2,886 = 346,5 M, где 2,886 – масса в граммах на метр, предельно допустимая для помещений без аварийной вентиляции. М – масса газа, выброшенная в помещение. Для этого уточняется количество заправленного топлива.
- Допускается учитывать работу аварийной вентиляции. В этом случае коэффициент 2,886 умножается на К = А Т + 1. Где А – кратность обновления воздуха в гараже за счёт действия аварийной системы, Т – период, в течение которого продлится утечка. Допустимый объем гаража возможно ощутимо уменьшить, перемещая в более низкий класс опасности.
- Полученное значение сравнивается со свободным объёмом помещения. Образуется вычитанием из габаритов стен занятого пространства. Если затруднительным является подсчёт, допускается величину свободного объёма гаража брать в количестве 20% от общего.
- Если выходит, что минимальный расчётный безопасный объем гаража менее свободного, категория автоматически становится наивысшей – А. В противном случае – лишь В2.
Правила размещения электрооборудования
Голову на отсечение, что по крайней мере половина автомобилистов пытается применять розетки на улице. На последний случай присутствует явное указание ПУЭ 7 подводить питание 220 В через дифференциальный автомат с порогом срабатывания не выше 30 мА. Фактические условия улицы приравниваются к санузлу. Значит, не помешает знать ещё два условия: допускается вести питание пониженным напряжением (до 50 В переменного тока).
Если помещение попало в класс пожароопасности и взрывоопасности А, оно оборудуется согласно категории В1а (п. 7.3.41 по ПУЭ 6) по ПУЭ 7 (защитная оболочка). Предъявляется целая куча дополнительных требований:
- Установка аварийной вентиляции с кратностью обмена не ниже 5. Это оборудование относится к электрическому, следовательно, должно учитываться в процессе проектирования системы. Одновременно с включением аварийной вентиляции обесточиваются прочие потребители.
- Установка датчиков контроля содержания опасного газа. Оборудование также причисляется к электрическому, следовательно, учитывается. Датчики контроля и система аварийной вентиляции обеспечиваются проводкой по категории надёжности 1 согласно ПУЭ 7.
- Часть стен гаража следует заменить легкосбрасываемыми конструкциями по СНиП 2.09.02.
- Электрооборудование ставится во взрывозащищенном исполнении. СП 31-110 говорит: требуется использовать светильники по ПЭУ 6 п. 7.3 и 7.4 (в новой редакции исключены).
В ПУЭ 7 по поводу электроустановок во взрывоопасных зонах пишут:
- Применяется взрывозащищенное оборудование по ГОСТ 17494. Степень защиты корпуса по IP определяется согласно таблице (см. п. 7.3.66 ПУЭ 6). Устаревшие стандарты рассматриваем не случайно – в новых вопрос взрывоопасности газа тонко обходится. В помещениях класса В1а применяются установки с повышенной надёжностью против взрыва (искрящие или нагревающиеся выше 80 градусов Цельсия) либо обычные, но с корпусом по IP54 (не нагревающиеся выше 80 градусов Цельсия).
- В гараже применяются стационарные светильники с повышенной защитой против взрыва, а переносные берутся взрывобезопасными. Стоит указанное оборудование дорого. Полагается внимательно оценивать класс собственного помещения в плане пожароопасности, чтобы не отдать лишних денег. Допускается применять устройства с щелевыми световодами.
- Распределительные устройства (щиты) запрещается ставить во взрывоопасных зонах любого класса. Монтаж нужно вести снаружи от гаража. В отдельных случаях допускается установка отдельных колонок, если степень защиты не ниже, чем в таблице 7.3.11 ПУЭ 6.
- Запрещается применение неизолированных проводов во взрывоопасных зонах. По классификации на территории объектов BI и BI-A применяются исключительно кабели с медными жилами. Алюминиевые запрещены (из-за большего рассеиваемого тепла). Включая кабели из упомянутого металла.
- Проводники заземления обнаруживают изоляцию, аналогичную фазным цепям.
- Запрещается использовать соединительные и ответвительные кабельные муфты за исключением искробезопасных цепей. Насчет заливных не скажем в точности. Нет объяснений, чем вызвано требование (нагревом или искрением). Не поощряется создание под полом кабельных каналов, которые следует засыпать после прокладки песком.
- Все шины изолируются. Неразъёмные соединения выполняются сваркой или опрессовкой (про пайку молчок). Разумеется, шины предусмотрены из меди. Разрешаются болтовые соединения, не допускающие самоотвинчивания.
- Обязательно проводится уравнивание потенциалов. По идее, корпус авто тоже включён в эту цепь временным соединением. Любое электрооборудование заземляется через розетку и зануляется (местными проводами). Этой процедуре подлежат все светильники (включая дорогостоящие).
Перечислены требования к взрывоопасным зонам, а ещё имеются пожароопасные гаражи. Их классификация приводится в п. 7.4 старых ПУЭ (шестой выпуск). Из сказанного понятно, что тип топлива, размер бензобака, запасных канистр, площадь и тип конструкции гаража сильно влияют на стоимость оборудования. Если внутри машин нет, равно как и воспламеняющихся веществ, меры значительно умягчаются. Поставившим цистерну с газом внутрь гаража придётся туго.
Не помешает сделать громоотвод, к нему – контур заземления. Напомним, что при нежелании использовать тросовую схему пик воздвигается приблизительно по центру крыши гаража. Формулы и ссылки смотрите в соответствующем обзоре, там уже указывается, каким образом изготовить контур заземления. Шина выполняется полосой из стали толщиной не менее 4 мм либо прутом диаметром от 6 мм и более. Подземная часть состоит из двух и более железных колов, неокрашенных, длиной от 2,5 метров и более. Расстояние между ними выбирается от трёх метров.
Логично заложить контур заземления при строительстве гаража. Это понадобится для системы зануления (ведётся катанкой на 6 мм, если зона не взрывоопасная). Уравнивание потенциалов ведётся отдельно от сети электропитания. Заземление придётся подвести из контура заземления. Потребуется заземлить корпус распределительного щита, подвести шину внутрь, чтобы подключить потребителей.
Люди бывалые рекомендуют брать жилу по меди минимум на 4 квадратных миллиметра. Это на случай использования сварки, и близко не допустимый к гаражу, где стоят заправленные автомобили. Разводка электропроводки в гараже производится по контурам: отдельно освещение, розетки, вытяжки. Если планируется потребление на точку раздачи от 6 кВт (включительно), жила идёт без ветвления и соединительных муфт прямо до щитка. Ставить под монтаж электропроводки в гараже следует только дифференциальные автоматы. Большинство против, потому что стоимость на порядок выше обычных. Тогда сделайте исключение для освещения.
Лампы лучше брать на 12 В, светодиодные, под штыревые или резьбовые патроны. Питать местную сеть возможно через специальный преобразователь. Поставьте его на DIN рейку в распределительном щитке прямо рядом с автоматами. Изготовление электропроводки для гаража начните с внимательного изучения составляющих местной системы снабжения. Схема способна сильно разниться в зависимости от окружающей обстановки.
Что в итоге с гаражом
Рассказали, как провести электропроводку в гараже, как определить класс пожарной и взрывоопасности. Теперь знаете, где посмотреть, куда заглянуть.
Зато теперь разрешается поставить вытяжку на погреб: системы на 12 В разрешены даже во влажных помещениях, сложностей не возникнет. Выполняя электропроводку в гараже, разбейте помещение на участки, посмотрите, какие приборы и где применить. Возможно, захотите избавиться от конденсата в погребе либо сушить в гараже овощи и фрукты. Все это реально, просто нужно учесть требования, а потом подумать, как сэкономить средства на снижении требований путём изменения условий.