Автомобильная антенна своими руками

Автомобильные антенны сегодня расходятся в предназначении. В боевых условиях ловят связь, а в мирных – каналы вещания и навигационную информацию. Автомобильная антенна представляет собой четвертьволновый вибратор с согласующими устройствами. Это сигнальная линия, а землей послужит корпус автомобиля. За счет двух этих составляющих становится возможным прием сигнала. Ввиду простоты конструкции может быть изготовлена автомобильная антенна своими руками. Для этого определитесь с назначением устройства, диапазоном волн, типом модуляции. Это три основные составляющие, закладываемые в конструкцию.

Разновидности автомобильных антенн

Уже упоминали разновидности автомобильных антенн, теперь приведем полную классификацию:

  • Назначение:
  1. Прием радиовещания.
  2. Прием телевещания.
  3. Прием спутниковой информации для систем навигации.
  4. Связные автомобильные антенны.
  • В зависимости от того, как ведется установка антенн на авто:
  1. Магнитные.
  2. На присоске.
  3. Врезные.
  4. На резьбовом соединении.
  5. На струбцине.
  6. Встраиваемые.

Автомобильная антенна своими руками

  • По месту размещения:
  1. Наружные автомобильные антенны.
  2. Салонные (внутренние).
  • По типу усиления:
  1. Активные.
  2. Пассивные.

Наверняка опытный автолюбитель сможет сюда добавить и еще пару-тройку признаков, но ограничимся такой классификацией.

Величина автомобильной антенны сильно зависит от диапазона. Вот почему связные на 27 МГц столь большого размера. Самые мощные разновидности достигают в длину 2-х метров (ставят на грузовики), но по науке следовало бы изготовить выше еще на 50 см. Для согласования отличий между действительным размером и четвертью длины волны «удлиняющая» катушка в основании. Для использования установка автомобильной антенны для связи ведется вертикально. Это обусловлено типом поляризации. Хотя каждая связная антенна может и наклоняться посредством барашка или рычага, чтобы не сломаться в лесу или преодолеть пролет низкого моста. Дело в том, что связными антеннами пользуются по большей части водители крупногабаритных фур. Допускается установка на джипы и прочие авто, но временами вид получится неказистый.

Примечание. Заводские антенны тоже настраиваются на длину волны. Для этого укорачивается ус, снабженный на конце защитным колпачком. Операция проводится согласно инструкции. Например, руководство включает график по тексты с рекомендуемыми размерами. Без этого чувствительность приема падает.

Создание автомобильной антенны

Цифровая автомобильная антенна для приема ТВ выглядит как милицейская мигалка, только выполнена в другом цветовом решении. В устройстве нет ничего сложного, просто принимает частоту сотни МГц. Например, первый мультиплекс в Москве на 559 МГц. Цифровая автомобильная антенна на магните размещается на крыше, а провод проходит над дверцей без доработок. Сигнал с горизонтальной поляризацией, задача устройства в том, чтобы принимать с произвольного азимута.

Антенны радиовещания также не отличаются большим размером, но поскольку длина волны чуть выше, то и габариты поболее. Это как небольшой высоты штыри, наподобие тех, что принимают сигналы раций, но покороче, так и «мигалки». В этом плане можно случайно купить антенну для автомагнитолы, которая предназначена для телевизионного приемника. Чтобы не ошибиться, читайте в магазине технические характеристики:

  1. Радио обозначается, как FM или AM (частоты 70 — 108 МГц).
  2. Телевидение — DVB – T (частоты до 900 МГц).
  3. Навигация – GPS (порядка 400 МГц).
  4. Радиосвязь – СВ (27 МГц).

Дело в том, что иногда дилеры даже не удосуживаются указать возможностей антенны. Так приведен диапазон 400 — 530 МГц и упомянуто, что доступна опция приема сигналов GPS. Остается только догадываться, что еще умеет такой экземпляр, потому что на первый московский мультиплекс не попадает. На частотах выше 400 МГц работают некоторые портативные рации, в том числе ведомственная связь МВД.

Осталось обратить внимание на разъем. Совпадает с подавляющим большинством устройств, для которых предназначен, однако выверить этот вопрос будет не лишним. Говорят, что внешняя автомобильная антенна лучше ловит, но это касается преимущественно приема в городе. На трассе стекла типичной легковушки не создадут серьезных препятствий. Зато внутрисалонные автомобильные антенны при монтаже проще. Смысл в том, что аксессуары стоят ниже наружных, отсюда и худшее качество.

Читайте также:  Датчик влажности для вентилятора

В магазине найдутся всяческие гибридные модели, вплоть до варианта Все в одном. Можно переключать прием с городского на шоссейный. Отличие в чувствительности и особенностях подавления помех. За счет этого за городом дальность приема увеличивается до 80 км. Продают и своеобразные тандемы. В этом случае имеется пара с виду похожих штырей, один из которых для телевещания, а другой для радио или связи. Естественно, чтобы пользоваться прелестями набора, необходимо иметь в наличии соответствующее приемное оборудование.

Создание автомобильной антенны своими руками

Сложность в том, что корпус авто непрерывно в движении. Поэтому традиционные наземные бытовые антенны в этом случае будут образовывать мертвые зоны приема. Возникнут продолжительные промежутки времени при маневрировании, когда прием отсутствует. Это касается горизонтальной поляризации, но не вертикальной! В последнем случае антенне все равно, с какой стороны придет сигнал. Мачта же стоит вертикально! Это говорили про обыкновенные рамочные биквадратные антенны и четвертьволновые вертикальные вибраторы. А теперь посмотрим, что еще в природе полезного.

Установка автомобильной антенны

Как сделать автомобильную антенну своими руками, чтобы:

  • не вызвала нареканий сотрудников ГИБДД за излишнюю доработку корпуса;
  • встала в салоне;
  • обеспечила надежный прием на частоте радиосвязи;
  • обладала высоким КПД (так как нужно работать и на передачу).

Четвертьволновый вибратор подходит для этого случая плохо. Сложен в изготовлении, снабжен сравнительно большими размерами (см. выше), сложно крепится, мешает при езде. Вот что придумали автолюбители для автомобилей ВАЗ 2106 (опытный радиолюбитель переделает задумку под любую марку машины).

Используется рамочная конструкция, которая прокладывается под уплотнителем заднего стекла авто. Естественно, чуть заужена кверху и вообще немного не тех размеров, которые требуются на частоте 27 МГц, поэтому в центре расположился конденсатор, которым выполняется настройка автомобильной антенны в резонанс на нужном канале. Обратите, внимание, что приемных частот две, например:

  1. 27 и 65 МГц.
  2. 28,2 и 68 МГц.

Верхний резонанс как раз приходится на нижний диапазон вещания радио. Схема автомобильной антенны проста:

  • Необходимо проложить провод МГТФ 0,5 по периметру заднего стекла трапецией:
  1. Верхняя грань 56,5 + 56,5 см.
  2. Нижняя грань 66,5 + 66,5 см.
  3. Боковины 22,5 + 22,5 и 45 см.
Читайте также:  Дециметровая антенна своими руками

Автоантенна

  • Плюсы стоят так, где будем добавлять провода для согласующего конденсатора и снимать сигнал кабель\ем РК – 50.
  • Посередине стекла вертикально идут к центру два провода, где крепится ровно в центре подстроечный конденсатор (5 – 25 пф). В длину составляют 45 см каждый. Поэтому придется свить зигзагом и уложить под изоляционную трубку.
  • Кабель паяем с той боковины, где провод посередине обрезан. С противоположной стороны разрыва быть не должно.

Ну, вот и все. Подключение автомобильной антенны идет через разъем, который используется связным оборудованием. Длина кабеля небольшая, еще точнее – следует взять поменьше. Поскольку антенна пассивная, то в тракте до приемника сигнал будет сильно затухать. Если реально связное оборудование поставить у заднего стекла, то так и стоит сделать.

Преимущества самодельной рамочной автомобильной антенны

А теперь смотрите, в чем преимущество. Едва ли наша антенна для авто своими руками будет отличаться слишком большой дальностью действия или выказывать чудеса приема, но при этом не уступит некоторым заводским моделям, которые монтируются на крышу и имеют высоту большую, нежели сама легковая машина. Это плюс в лесу, да и в городе не помешает. К тому же нет надобности мотать согласующее устройство. А это не так просто, потому что помимо точной выдержки количества и шага витков необходимо будет найти нужную толщину провода. Конструкцию придется герметизировать, что потребует покупки ряда дополнительных материалов.

Поймете о чем речь, если хоть раз держали в руках рацию. У нее антенна покрыта плотным герметиком, причем такие приборы позволят вещать в лучшем случае на пару километров. Да и то, если местность не пересеченная. В нашем случае достигаются простота монтажа, легкость конструирования, доступность для рядового пользователя.

Конденсатор необходим, потому что контур укороченный. По утверждениям автора идеи коэффициент составляет 0,3. Серединными шлейфами выполняется электрическое удлинение рамки до нужного размера, а конденсатор гасит реактивное сопротивление для согласования с кабелем РК – 50 и позволит настроить систему в резонанс. Автор утверждает, что антенна широкополосна. В большинстве случаев можно выполнить монтаж на заднее стекло любого авто без серьезных изменений в конструкции. Настройка ведется по минимуму коэффициента стоячей волны.

В некоторых случаях купить антенну для автомобиля и установить выйдет дороже, сложнее и обеспечит меньшим качеством приема. В приведенной же конструкции нет ничего трудного, и на досуге аксессуар может попробовать в деле каждый автолюбитель. Мачта под два метра не подойдет легковой машине, больше уместна на танке! Которые, как известно, грязи не боятся.