Ремонт пылесоса своими руками

Вне зависимости от типа пылесоса сердцем его является двигатель. В телевизионных передачах любят говорить про создание вакуума, но на наш взгляд это умелая манипуляция словами. Любой двигатель с лопастью втягивает воздух, а фильтр уберегает движущиеся части от пыли. Каждый подшипник имеет вставку для этих целей. А от вакуума двигатель никак не защищен… Ремонт пылесоса своими руками целесообразен в том случае, когда сердце прибора исправно функционирует, но появляется необходимость сменить или доработать щетки, смазать подшипники. Вся прелесть в том, что похожи приборы изнутри, как две капли воды, разнится только механическая часть, устройство емкости для сбора пыли, фильтры, щетки, шланги, корпусы. А само устройство пылесоса, его основополагающая идея не меняются!

Сломался пылесос

Устройство типичного пылесоса

Сердцем пылесоса является мотор, и обычно коллекторный. Кратко рассмотрим суть этого изделия, для общего представления. Если в асинхронном двигателе создается вращающееся поле за счет правильного распределения фаз по обмоткам, то здесь все обмотки как раз включен последовательно. А направление движения зависит от направления этого включения. То есть:

  1. Ток течет так, что поля работают на притяжение.
  2. Ток течет так, что поля работают на отталкивание.

Что касается вопроса, почему ротор крутится именно в эту сторону, а не в противоположную при подключении обмоток, например, в одном направлении, то ответ кроется во взаимном расположении щеток и катушек статора, а также в строении коллектора. При этом на якоре намотано столько катушек, сколько контактных площадок на валу. Щетки питают в каждый момент времени только одну обмотку. Затем вал прокручивается на некоторое угловое расстояние, и запитывается следующая катушка. Так проходит один оборот, и все начинается заново. (См. также: Устройство пылесоса)

Представьте себе полюс статора (пока только один, а не два), который находится внизу. Допустим, в начальный момент времени щетки поставлены так, что питается полюс якоря, который находится чуть левее. Тогда за счет отталкивания вал начинает двигаться по часовой стрелке. Он проходит какое-то расстояние, и ток начинает течь уже по следующей обмотке, которая за это время встала на место предыдущей. Так происходит, пока имеется ток. Причем нет разницы постоянный он или переменный. Коллекторный двигатель будет работать в любом случае за счет направления поля. Скорость вращения определяется уже не частотой, а конструкцией механической части и величиной напряжения.

Пылесос в ваших руках

Теперь если поля притягиваются, то вращение начнется против часовой стрелки. К тому моменту, как полюса статора и ротора станут друг напротив друга, питание уже перекинется на следующую катушку, и та начнет создавать нужную силу. Так происходит по кругу. Теперь о самих катушках. Обычно коллекторные двигатели имеют пару обмоток на статоре для постоянного тока, потому что переменный встречает слишком большое сопротивление со стороны индуктивностей. Вот почему некоторые коллекторные двигатели выполнены с раздельными выводами статора. Это позволяет использовать не две обмотки, а лишь одну. Понятно, что нагрузочная способность при прочих равных при этом падает. Зато уменьшаются и потери.

В пылесосе на статоре двигателя можно заметить две диаметрально противоположные обмотки, которые помогают друг другу. Это обеспечивается правильным направлением их включения, о чем мы уже писали выше. В реверсивных моторах, например, имеется специальное силовое реле, которое занимается коммутацией полюсов в нужном порядке. Для сравнения в асинхронном двигателе подобное же реле другим образом распределяет фазы напряжения. Так и получается реверс. Кстати, коллекторный мотор не требует наличия пусковой обмотки и конденсатора (для одной фазы), которые пытаются имитировать собой вторую обмотку. Если говорить прямо, то и КПД трехфазных асинхронных двигателей выше. Они применяются в промышленном оборудовании, но в 90-х годах из бытовой техники их вытеснили коллекторные.

Для передачи тока на якорь используются две щетки. Неважно, где находится плюс, а где минус в данный момент, потому что направление обеспечивается правильным подключением.

Можно ли, изменив порядок подключения щеток заставить мотор вращаться в обратном направлении? Полярность поля меняется на противоположную. Именно этот прием и используется для получения реверса. Выполняя самостоятельный ремонт пылесосов, запоминайте правильное положение контактов.

Как устроен двигатель пылесоса

Где-нибудь за фильтрами грубой и тонкой очистки воздуха прячется вентилятор. Он тангенциального типа. Воздух входит по центру и выбрасывается на периферию, откуда поступает в комнату через какой-нибудь HEPA фильтр, улавливающий частицы размером в единицы микрон (микрометров). Лопасть прикрыта крышкой, кроме того обычно она выполнена в виде алюминиевых изогнутых перегородок между двумя металлическими плоскостями. Получаются замкнутые каналы. Сам двигатель часто заключен в пластиковый кожух (традиционно белого цвета), в котором прорезан выходной тракт для потока. (См. также: Какие запчасти купить для пылесоса)

Щетки крепятся в шахтах, и новичкам полезно знать, что это обычный графит (углерод, уголь). То есть можно при необходимости точить эти детали, подгонять нужным образом, чтобы они стали по месту. Если площадь соприкосновения с коллектором не очень велика, в этом нет ничего страшного, постепенно щетки приработаются. Их кончики слегка сточатся полукругом внутрь. Каждая щетка прижата пружинкой, через которую также проходит ток, это обеспечивает длительный ресурс изделиям. Углерод будет работать, пока не износится до самого основания. Однако сам коллектор должен быть чистый. Протрите его каким-нибудь средством при необходимости, снимите оксидную пленку до медного блеска.

Двигатель пылесоса

Вал крепится к статору на два подшипника. Они разного размера, чтобы было легче вести разборку двигателя пылесоса. Передний подшипник большой, а задний – маленький. Вал осторожно выбивается из статора любыми подходящими средствами. Подшипники снабжены пыльниками. Хотя пылесос и создает вакуум, грязь туда тоже проникает. Пыльники аккуратно снимаются отверткой при необходимости смазать детали. Для этого подходят, например, состав от HADO, Литол – 24, EP – 2 и пр. Смазка закладывается внутрь, пыльник ставится на место.

Как разобрать пылесос для ремонта

Ремонт пылесоса своими руками начинается со съема корпуса. В каждом случае методы свои. Снимаются любые фильтры, которые закрывают доступ к двигателю. Электрический монтаж отсоединяется (сам пылесос выключен из розетки), пластиковый корпус мотора откручивается от станины. Следует извлечь мотор из кожуха, после чего с него снимается вентилятор. Гайка, как правило, в этом месте с левой резьбой, поэтому крутите осторожно. За вентилятором находится коллектор-крышка, под которой, собственно, и прячется электрическая часть. Дальнейший ход операций должен быть понятен из ранее прочитанного вплоть до извлечения ротора.

Ремонт пылесоса своими руками

При необходимости подшипники страгивают резьбовым снимателем или на гидравлическом прессе. По месту используются различные вспомогательные приспособления. В частности, это могут быть небольшие шарики, которые по диаметру как раз проходят внутрь подшипников. Рекомендуется с одной стороны их заплющить, чтобы не скатывались. Обратный монтаж ведется схожим образом. Если удерживать якорь за подшипник в руке, то вращение должно быть быстрое, бесшумное, долгое. При смазке снимается наружный пыльник, потрудитесь этой же стороной ставить и новые запасные детали.

Типичные поломки пылесосов

Что может сломаться в пылесосе?

  • щетки;
  • подшипники;
  • обмотки двигателя;
  • провод питания;
  • предохранитель.


В иных пылесосах двигателя два. Второй расположен прямо на щетке, где заставляет двигаться ворсинки. В циклонных моделях обычно используются модели турбо, где ту же работу выполняет движущийся воздух. Это упрощает конструкцию шланга и избавляет от одной большой проблемы, когда провод рвется где-то в толще резины. Разумеется, современные средства позволяют достаточно точно определить, где именно произошел казус, но еще лучше это избежать и вовсе. Идею конструкторов, поместивших в щетку целый двигатель, понять легко: не нужно нажимать при уборке, вес и так приличный. Нравится это или нет, решайте сами. На наш взгляд щетка должна быть легкой, чтобы удобно было ею орудовать.

Ремонт моющих пылесосов почти ничем не отличается от того, что было описано выше. Однако у них имеется еще и помпа, которая подает воду в шланг. Мы еще вернемся к этому вопросу в наших обзорах чуть позже. Что касается входного тракта, то он ничем не отличается от обычного за исключением самого наличия водяного фильтра. Большинство из них являются обычными коробками с водой. В некоторых пылесосах с аквафильтром на стыке шланга и корпуса бьют тонкие струйки воды. Так работает первичное улавливание пыли. Однако заметить неисправность в этом месте достаточно сложно. Другое дело, если пылесос оснащен системой самодиагностики, которая подскажет, в чем состоит поломка.

Ремонт роботов пылесосов и вовсе относится к области электроники. Там сервисных механизмов всего нечего. Однако в уменьшенном размере можно найти даже двигатель. Большинство же функций реализовано на микросхемах, в память заложены различные программы. Ремонт пылесосов Электролюкс покажется детской игрой по сравнению с задачей наладить работу какого-нибудь Румбы или Скубы от американской фирмы iRobot.