Ремонт сплит-систем своими руками

Сегодня поговорим о HVAC (Heating, ventilation and air conditioning). Это зарубежная терминология, которая подразумевает кондиционирование, вентилирование и обогрев в одном флаконе, однако на практике относится к тому, что называется кондиционером в России. Вот только вид необычный для нашего глаза, зато простота восхищает. Ремонт сплит-систем своими руками делать проще, когда внутреннее устройство наглядное, и HVAC здесь признанные лидеры. Рассмотрим устройство внешнего блока, принцип действия, а также уход и ремонт. Вместе сведения помогут переосмыслить российские реалии, быть может, посетят мозг полезные мысли. На наш взгляд ремонт сплит-систем своими руками облегчается, если устройство прибора простое. Посмотрим, что делается в Европе в этом плане у братьев по разуму.

Внешний блок сплит-системы HVAC

Рассмотрим устройство HVAC частично: что касается кондиционирования.

Электрическая схема внешнего блока сплит-системы HVAC

В зарубежных кинофильмах можем видеть на крышах короба с сетчатым верхом, внутри которых вращается огромный вытяжной пропеллер. Так функционирует принудительная вентиляция помещений. В стране общеприняты системы с естественным побуждением. Нет ничего удивительного, что внешние блоки кондиционеров стали выполнять по образу и подобию таких коробов. Ставятся на крыше или на отмостке фундамента. Понятно, что российские сугробы в таком случае не лучший друг кондиционера, однако в США, например, в кое-каких штатах и снега не бывает, там HVAC пришелся бы к месту. Что сразу бросается в глаза. Питание у внешнего блока местное: здесь же в стену встроен силовой щиток, закрытый герметичной крышкой, откуда тянутся провода, заземление также местное.

Система кондиционирования

Известно, что внешний и внутренний блоки кондиционера соединяются двумя фреоновыми линиями, дренажной трубкой и проводами питания. В данном случае все по-другому. Где находится дренаж – неведомо, но есть смысл заводить не на голову прохожих, как делают без чести и совести, а в канализацию (как принято за морем). Что касается электрики, то сюда приходит только сигнальный кабель управления реле. Это удобно при прокладке системы. В остальном отличий мало: рядом идут толстая и тонкая трубки для фреона, которые утеплены. Кабель подогрева отсутствует по понятным причинам. Если кто не понял, о чем речь, то это относится к дренажной системе. Зимой вода становится льдом, создает пробку в трубке, нарушает нормальную работу оснастки дренажа.

Вот для этого и прокладывается кабель. Обратите внимание, что дренажный тракт изолируется от фреонового. Такие сплит-системы, как в России, широко распространены в Азии, однако без учета того, что там не бывает морозов. В этом свете понятно, почему для работы зимой и на обогрев требуется ряд ухищрений, которые в стандартных сплит-системах отсутствуют:

  1. электронная плата для регулирования оборотов компрессора;
  2. самонагревающийся кабель для дренажной ветки;
  3. спираль обогрева компрессора.
Читайте также:  Кондиционер своими руками

Сплит-система и её особенности

Каждый автомобилист знает, что зимой используется другое масло, и это целая проблема. В кондиционер по понятной причине нельзя залить новую смазку, иначе придется еще и фреон перезаправить. В общем кондиционеры (сплит-системы) на наш взгляд выглядят сегодня громоздко.

Замечательна простота внешнего блока HVAC. Вот, как это выглядит:

  • Близкий по форме к кубу корпус с одного угла скошен, и здесь добавлены два элемента:
  1. Конденсатор для сглаживания пульсаций вентилятора.
  2. Реле для включения агрегата в нужное время.
  • В корпусе отверстия, через которые три проводника проходят внутрь на асинхронный двигатель. Фаза проходит внутрь через реле, оставшиеся жилы – через конденсатор – каждая на свою обмотку. Катушки двигателя неравноценные. Одна из них сопротивлением 30 Ом, вторая – втрое ниже.
  • Конденсатор с тремя контактами, два из которых включаются между двумя обмотками.
  • Двигатель запускается через реле, на которое приходит сигнал переменного тока 26 В.
  • С реле также запускается мотор компрессора.

Снаружи выглядит запутанно, но на деле ничего сложного нет! Двигатели компрессора и вентилятора схожи, каждый на статоре несет 4 обмотки, а у ротора два полюса. Напряжение двух обмоток приходит из сети, а для двух сдвигается конденсатором на 90 градусов.

За счет этого внутри образуется вращающееся поле. Представьте это как асинхронный двигатель с двумя обмотками. Часто одна катушка пусковая, а здесь работает все время. Контактор управляется сигналом термостата, который стоит в доме. Электромагнитное реле срабатывает от сигнала 26 В переменного тока. Разрыв идет только по одному проводу, второй свободно проходит внутрь.

В довершение рассказа об электрической схеме заметим, что локальное питание приходит через защитное устройство:

  1. дифференциальный автомат;
  2. щиток с предохранителями.

Перед началом ремонта эта цепь обрывается. Снимите с щитка крышку и обесточьте внешний блок сплит-системы HVAC.

Расположение элементов внутри внешнего блока сплит-системы HVAC

И крышка и стенки «куба» снабжены большим числом щелей и отверстий. Это обеспечит свободный приток и отток воздуха. А как же дождь. Свободно капает внутрь, а чистка радиатора и вовсе производится напором из шланга. Вентилятор крепится на крышку четырьмя мощными болтами. Без надобности снимать не стоит, просто откручивайте болты по периметру верхней грани и снимайте все вместе. До этого освободите три провода, о которых уже говорилось выше:

Элементы внутри внешнего блока

  • черный идет к реле;
  • пурпурный и коричневый идут к конденсатору.

Как узнать конденсатор внешнего блока сплит-системы HVAC. Это такой здоровенный цилиндр, который невозможно не заметить. Кроме того провода крепятся на пластиковую ленту, которую необходимо разрезать, а после ремонта заменить новой. Крышка с вентилятором и косой проводов откладывается в сторону.

Внутри видим на дне компрессор, в точности такой как у холодильника. Толстая трубка проводит фреон в газовой фазе, тонкая – в жидкой. За компрессором стоит конденсор. Этот змеевик охватывает две стенки куба полностью, и частично две другие. Терпит разрыв только в месте скоса, где расположены снаружи конденсатор и реле с проводами. Трубка змеевика медная, посему считаем, что радиатор из стали – алюминиевый бы быстро сгнил под дождем.

Читайте также:  Экран для кондиционера своими руками

Вот и все. Добавим, что после конденсора стоит фильтр-осушитель, который не дает образоваться ледяной пробке на капиллярной трубке, которая уходит внутри дома. Гениально и просто. Периодически фильтр-осушитель подлежит замене.

Функционирование внешнего блока сплит-системы HVAC

Вентилятор, установленный горизонтально на крышке, работает на вытяжку. Таким образом воздух заходит с улицы через конденсор, омывает компрессор и выходит вверх наружу. Компрессор нагнетает фреон в змеевик, тот сжимается и переходит в иное агрегатное состояние. Жидкость легко отдает температуру через алюминиевый радиатор и устремляется через фильтр-осушитель внутрь здания.

Внешний блок сплит-системы

Какие тут преимущества и недостатки. Конструкция идеальна для теплого климата, однако сугроб или наледь на решетках корпуса нарушают нормальную работу. Такие устройства в нашем климате необходимо ставить на чердаке (с учетом наличия утепления и морозостойкости строительных материалов). В этом случае даже зимой некоторое время смогут работать на обогрев. В традиционных сплит-системах четырехходовой клапан, переключающий режим, также находится во внешнем блоке, однако никто не мешает расположить там, где удобно. Большим плюсом является то, что описанный агрегат не боится воды. Вот как чистка осуществляется…

Чистка внешнего блока сплит-системы HVAC

Загрязняется конденсор, щели в нем узкие, прямо-таки предрасположены задержать пыль. Вот как чистят внешний блок сплит-системы HVAC:

  1. Снимаются крышка с вентилятором.
  2. Оттаскиваются в сторону боковые стенки.
  3. Пылесосом снимается пыль снаружи и изнутри, со дна, стенок.
  4. Шлангом изнутри щедро поливается конденсор.
  5. Выступившая снаружи грязь убирается пылесосом с аквафильтром.

Это простая и надежная система. Трубки конденсора специально сделаны из меди, чтобы не стали жертвой электрохимической коррозии. Компрессор упакован в герметичный кожух, покрашен черной краской, чтобы лучше отдавал тепло. Обдувом деталей занят один и тот же вентилятор на крышке. Система ремонтопригодна, обнаружить неисправность сможет даже школьник: два двигателя с тремя контактами, реле и конденсатор. Заправка происходит здесь же через сервисные клапаны блока. Для этого используется коллектор. Одним концом подключается на сторону высокого давления, другим – на сторону низкого. В середине баллон с фреоном. Для контроля количества заправляемого в сплит-систему HVAC хладагента используются температурные диаграммы, которые общедоступны.

Главные виды неисправностей понятны, следовательно, и починить сплит-систему самостоятельно труда не составит. Что может сломаться еще. Автор ролика на Ютуб утверждал, что не стоит чистить радиатор специальной щеткой, иначе погнется и станет работать хуже. Пусть даже пару пятен останется. Поломки в сплит-системе HVAC устранять просто, благодаря продуманной конструкции. Думается, что в нашей стране такие элементарные вещи не внедряются по той простой причине, что народ рукастый, станет сам ремонт делать.