Компрессор из холодильника своими руками

Многие знают, как сделать компрессор из холодильника своими руками, но не каждому известно, как правильно эксплуатировать устройство. Вас порадует тот факт, что какой-нибудь ДХМ позволяет получить давление порядка 10 атм, тогда как специальные профессиональные станции часто изготавливаются и на 2 атм. Несложно догадаться, что заводской компрессор тоже обладает рядом преимуществ. Так в чем же они? Вот сегодня и попробуем оценить все эти вопросы на состоятельность. Что такое компрессор, для чего он нужен. Начнем с 10 отличительных признаков доморощенного решения.

Профессиональные и самодельные компрессоры, 10 отличий

В этом случае мы рекомендуем начать читать обзор с конца. 10 отличий, которые имеет мотор-компрессор холодильника, вот так вот сразу не поймешь без знания принципов работы.

  • Профессиональный компрессор использует обычный электродвигатель, который через ременной привод или напрямую передает момент движения рабочей камере. Чаще всего там находится поршень. Холодильный компрессор обычно собирается в одном корпусе с двигателем и без ремней.
  • Заводской профессиональный компрессор для технических нужд снабжается правильным набором автоматики и агрегатов, это клапан аварийного сброса давления, измеритель-выключатель давления, входной фильтр, выходной фильтр, манометры, ресивер в виде стального баллона. Холодильный компрессор придется устанавливать, самостоятельно просчитав все варианты, и, подбирая регулировочное оборудование.

Компрессор

  • Хотя заводской компрессор часто работает под управлением автоматики. Простейшие модели постоянно приходится выключать по таймеру. Время засекается вручную на часах. Холодильные компрессоры чаще всего оборудуются защитными реле (помимо пусковых). В этом случае двигатель выключается при перегреве чувствительного элемента и едва ли может сгореть.
  • Смазка в заводском компрессоре является отдельной проблемой. Бывают даже сухие модели поршней с графитовыми кольцами. Моторесурс у них поменьше, как и стоимость. Зато смазывать не надо, и воздух будет чистым. Это важно не только для капризных краскопультов, не терпящих примесей, но и при подкачке шин в гараже (пневмоинструмент, наоборот, масло любит, требует установок на шланг масленок-лубрикаторов). Холодильные компрессоры буквально купаются в масле, как и кондиционерные. Они плавают в ванне, а кроме того можно высверлить на корпусе отверстия для забивки солидола и других подходящих веществ или использовать для этого сервисный патрубок. Синтетическое масло обычно плохо сочетается с обычным, поэтому не стоит бездумно лить внутрь все, что душе угодно.
  • Холодильный компрессор изготовлен по нормам бытовой техники, чтобы работать очень бесшумно, если герметично надеть на него все трубки, то это состояние будет сохраняться. Никто из соседей по гаражам не услышит, что мы решили подкачать колеса. Заводской компрессор для технических целей ведет себя более пафосно, потому что требования к нему иные.

Гаражный компрессор

  • Холодильный компрессор обычно нам ничего не стоит, потому что мы его снимаем со старой бытовой техники. Регулирующую арматуру придется докупить, но ее цена обычно укладывается в пределы одной тысячи рублей. Заводская компрессорная станция покупается в магазине на обычных условиях. Для сравнения автомобильный насос Airline Classic-2 CA-030-02 с производительностью 30 л/мин на 7 атм продается по 1400 рублей, но не имеет ресивера (точнее очень маленький), а потому малопригоден для иных целей кроме подкачки колес.
  • Из холодильного компрессора можно соорудить станцию по своим потребностям, как многие и делают. Настроить же покупной прибор обычно не представляется возможным. Если производительность невелика, то только и останется, что колеса качать. Самодельный же компрессор можно снабдить достаточно большим ресивером. Накачав внутрь 8 атм, пользоваться большинством пневмооборудования будет в радость. А это дополнительный плюс.
  • Компоновка компрессорной станции уже заранее задана. Свой же собственный прибор мы можем размещать так, как удобно. Некоторые заключают все детали внутрь ангарообразного корпуса, каким раньше оснащались швейные машинки, и снабжают это ручкой для ручной транспортировки.
  • Корпус компрессора холодильника сделан черным, чтобы лучше отдавать тепло, но некоторые и вовсе срезают верхнюю часть кожуха для усиления охлаждения. Мы рекомендуем вместо этого поставить вентилятор, который бы обдувал снаружи устройство.

Компрессор из холодильника

  • Холодильный компрессор обычно в нашей стране идет с исполнением УХЛ, следовательно, имеет некоторые ограничения по условиям эксплуатации. Это во всяком случае более 10 ºС. Вот примерные значения для всех климатических исполнений:
  1. N (нормальный) от 16 до 32 ºС.
  2. SN (субнормальный) от 10 до 32 ºС.
  3. T (тропический) от 18 до 43 ºС.
  4. ST (субтропический) от 18 до 38 ºС.

Гораздо чаще встречаются комбинированные классы, которые обозначаются через тире и включают оба диапазона сложением. Например, от 16 до 38 ºС. Приведенные отличия, конечно же, не единственные, но мы попытались дать понять, что самодельная станция из холодильного компрессора иногда даст 100 очков форы покупной, хотя прибор и не предназначен для работы с воздухом. Однако в процессе штатной эксплуатации внутрь попадают и масло, и вода, и воздух. Поэтому нельзя сказать, что холодильный компрессор упадет в обморок, если вдруг увидит кислород или азот у себя в кожухе. (См. также: Инверторный компрессор в холодильнике)

Рабоче давление в холодильниках достигает 25 атм (в зависимости от модели), и этого вполне достаточно для бытовых нужд. Главное ресивером хорошим запастись.

Конструкция компрессора глазами Кулибина

Мотор компрессора очень часто имеет три патрубка:

  • входной для фреона;
  • выходной для фреона;
  • технологический для мастера.

Двигатель купается в масле, где растворяется и фреон. Вот почему так сложно правильно изменить тип хладагента. Необходимо при вакуумизации подождать, пока масло отдаст старый фреон. Для этого компрессору придется поработать вхолостую. Процесс замены масла не слишком прост, хотя можно выполнить и эту процедуру. В любом случае перед заправкой внутри не должно остаться, ни воды, ни воздуха, ни старого фреона. Зачем вообще нужно это делать? Старый R12 считается опасным для озона, потому и меняется на новый, взрывоопасный, но не в тех концентрациях, которые присутствуют в холодильниках.

При работе любители экспериментов отмечают, что из выходного патрубка выбрасывается масло. В холодильнике это не приводит ни к каким летальным последствиям. В любом случае вся жидкость стекает обратно в масляную ванну. В случае же, когда нужно сделать компрессор из холодильника своими руками, придется поставить на выходе очистные фильтры. Они не должны пропускать масло, а в некоторых случаях и воду. Автолюбители применяют фильтры тонкой очистки топлива, например, от Лада Калина по цене порядка 100 рублей за штуку. Во время работы будет видно через прозрачный корпус, как бумажная начинка раздувается. Главное, чтобы не разорвало.

Работа компрессора

С этой точки зрения полезно будет установить предохранительный клапан, а китайский пистолет с манометром купить вроде бы не проблема. А теперь пара слов о самом устройстве. Главными составляющими самодельной компрессорной станции являются:

  • компрессор;
  • ресивер;
  • регулирующая арматура;
  • соединительные шланги.

Ресивер представляет собой бак, который рекомендуют сделать из огнетушителя подходящей емкости, но нам больше нравится идея сварить его из куска толстой трубы и листовой стали. Мало того, что размер можно подобрать по месту и потребностям, так еще и арматура врезается в любых местах. А понадобится целых четыре отверстия:

  • входное от компрессора;
  • выходное для использования;
  • контрольное для манометра;
  • сервисное для слива конденсата.


Последнее должно располагаться строго на дне емкости. Прежде чем сделать компрессор самостоятельно, найдите документацию на снятый с холодильника агрегат. Если лень, то рассчитывайте на рабочее давление 8 атм. Этого хватит для подкачки колес и продува двигателя с лихвой. Для свечей может понадобиться и 15 атм. При выборе арматуры рассчитывайте именно на это максимальное давление с запасом. (См. также: Ремонт холодильника своими руками)

Контрольный патрубок обычно снабжается не только манометром, но датчиком давления, который производит автоматическое отключение по достижении заданного значения. Снимайте компрессор из холодильника своими руками вместе с пускозащитным реле (а бывает и два реле в отдельных корпусах). Питание всего это набора механизмов идет от сети 220 В. Лучше всего найти и сетевой фильтр, например, от старенькой стиральной машины. Он защитит прибор. В гараже часто что-то варят, стабильность напряжения та еще. Не говоря о том, что номинал может отличаться от стандартного.

Наконец, пару слов о том, как работает компрессор. Ресивер нужен для стабилизации давления, а также позволяет хорошо поработавшему мотору отдохнуть. Компрессор закачивает в баллон воздух, руководимый управляющей арматурой. Перепускной клапан предохраняет всю систему от аварии, а пускозащитное реле обеспечивает нормальный режим работы двигателя и защищает его от перегрева. Воздух накачивается в ресивер и забирается оттуда выходным шлангом с фильтром. На входе в компрессор наружный воздух также очищается от пыли и по возможности влаги. Некоторые автомобилисты накачивают в ресивер 8 атм и так хранят устройство неделями. Этого делать нельзя, хотя и можно!

На этой шуточной ноте с серьезными последствиями мы прощаемся ровно до следующего раза.

Простейший компрессор из старого холодильника

Настолько великое множество вариантов существует, но всегда найдутся люди, которым мало. Как сделать компрессор из холодильника своими руками максимально просто? Сегодня предлагается начать рассмотрение проблемы с минимального набора аксессуаров, которые вместе составят прибор для накачки колес, обдува поверхностей или источника воздуха для краскопульта. На самом деле применений сжатой струе много, но даже не надейтесь запитать от нее отбойный молоток. Хотя мы уверены, что найдутся люди, которые будут терпеливо накачивать 500 литров до нужного давления хотя бы для того, чтобы посмотреть, что выйдет. Нам тогда тоже фото присылайте, будет лишняя реклама проекту! Не нашему, разумеется.

Компрессор из холодильника

Итак, для простейшего компрессора понадобятся:

  1. Фильтр воздушный от авто, рассчитанный на любое давление. Цена вопроса в пределах 100 рублей.
  2. Клапан сантехнический перепускной (ограничительный, подрывной), совмещенный с обратным на 6 атм. Идет по цене порядка 150 рублей за штуку.
  3. Шланг из любой синтетики, который не лопнет от 6 атм. 25-метровая бухта стоит порядка 1000 рублей. Если найдется отрезок нужной длины, понятно, что он будет стоить меньше.
  4. Пистолет китайский без манометра. Хороший стоит 750 рублей, а обычный можно найти втрое дешевле.
  5. Баллон накопительный любой емкости. Чем он больше, тем реже придется включать компрессор.
  6. Соединительные коммуникации из медных трубок или шлангов любой формации. Что найдется под рукой.

Баллон будет служить аккумулятором, где накапливается воздух. Давление будет снижаться по мере работы, но это не очень важно, когда речь идет о накачке шин, где обычно не более 3 атм. А вот для пневмоинструмента это может быть критично. Однако по нашим соображениям во многих случаях самодельная конструкция имеет свои преимущества.

Итак, начнем с бака. Он должен быть из стали и иметь как минимум три патрубка:

  • входной;
  • выходной;
  • для слива конденсата.

Последний после установки емкости должен находиться строго внизу, чтобы жидкость выливалась без каких-либо проблем. С компрессором проблема в том, что он будет пытаться выплюнуть масло. Поэтому выходной патрубок необходимо загнуть так, чтобы он смотрел строго вверх. В этом же направлении должен и уходить шланг по направлению на бак. Заборный патрубок также загибаем вверх и снабжаем недлинным отрезком из резиновой трубки, на конец которой насажен воздушный фильтр от авто. Вполне возможно, что пойдет и топливный от какой-нибудь Лады Калина. Здесь давления не будет, поэтому и требования сравнительно низкие.

Простой компрессор

Водный обратный/перепускной клапан будет служить двум целям. Он ставится между баллоном и компрессором и не дает воздуху выйти назад, а также представляет собой простейший индикатор того, что давление достигло заданного. При 6 атм он начнет шипеть, это значит, что пора двигатель компрессора выключать. Типичный холодильный агрегат выдает минимум 15 атм, поэтому за мотор бояться особо нечего. Если имеется желание дополнительной безопасности, ввинтите на выходе из баллона перекрывной вентиль, сантехнический вполне подойдет. На время заполнения баллона этот кран можно блокировать.

Теперь собираем все это вместе, укрепляем баллон. После запуска компрессора набор воздуха будет идти до тех пор, пока не сработает перепускной клапан, в этом случае подачу воздуха следует прекратить, выключив двигатель.

Более сложные конструкции компрессоров для гаража из старых холодильников

В предыдущем случае плохо то, что от прибора нельзя отходить. Хотя, строго говоря, ничего страшного не случится, если перепускной клапан начнет свистеть, но и ничего хорошего в этом тоже не имеется. Еще одна проблема в том, что если арматуру заклинит, и она не сработает, то что-нибудь разорвется, или компрессор сгорит. Для этого неплохо бы манометр поставить. Но обычно люди делают совсем по другому. Они покупают пневмореле давления, которое отключает двигатель компрессора. В комплекте берется манометр, иногда имеется два выхода. Типичный китайский набор стоит 1500 рублей и позволяет регулировать любую систему нужным образом. При этом отказываться от обратного клапана с перепуском не нужно, просто на выход добавляем еще и эту регулирующую арматуру.

Компрессор своими руками

Сие позволит выключать двигатель автоматически. У реле давления есть два порога срабатывания: верхний и нижний. То есть оно работает по схеме с гистерезисом. Например, запускает двигатель замыканием контактов на давлении 4 атм, а выключает на 6 атм. Вот этот промежуток между 4 и 6 и будет рабочим для накопителя. Манометры нужны для контроля, потому что любая автоматика может ломаться. По этой же причине мы и рекомендуем оставить в системе обратный/перепускной клапан, это будет лишней подстраховкой. Вот как будет выглядеть вся система в сборе:

  1. Компрессор забирает воздух через патрубок, оснащенный фильтром.
  2. Выходной шланг, идущий к баку, оснащается обратным/перепускным клапаном.
  3. Регулирующая арматура располагается на выходе из бака, сразу после нее стоит запорный вентиль.
  4. В самом дне бака имеется патрубок для слива конденсата.
  5. От регулирующей арматуры шланг идет на пистолет.
  6. Реле давления размыкает и замыкает контакты питания компрессора электрическим током.

Мы можем добавить к этому, что некоторые вместо обыкновенного бака используют пневмогидроаккумулятор, но о пользе такого технического решения рассуждать не беремся. Судя по рисункам и диаграммам, можно сказать, что каждому из типов упомянутых устройств присущи свои недостатки:

Сложный компрессор

  1. Поршневые расширительные баки выдают постоянное давление, и это хорошо. Но работают они за счет поршня, который под гнетом давит на сжимаемый объем. Понятно, что сложно в таких условиях обеспечить герметичность, да еще ко всему прочему и само устройство должно весить немало.
  2. В пружинных накопителях груз заменен витками стали. Как мы знаем из физики, сила давления в этом случае будет пропорциональна растяжению. Поэтому давление линейно падает с уменьшением объема. Не так плохо, если не считать, что в продаже подобные устройства сложно найти, и изнашиваются они сильно со временем.
  3. Мембранные расширительные баки на сегодняшний день самые популярные. Вот только проблема с ними в том, что давление падает по квадратичному закону. Точнее говоря, это гипербола. В таких условиях особого постоянства ждать не приходится, зато долговечность гарантирована.

Суть последней схемы напоминает оболочку Киндер-сюрприза из яйца. Это такой бочонок, куда вставили мембрану. Форма и порядок монтажа ее различен, но суть в том, что по другую сторону находится воздух под давлением, который создает дополнительное давление вместе с каучуком. Получается боле менее приемлемая схема. Про гиперболу мы уже рассказали. А что будет, если взять расширительный бак с поперечной мембраной, отпилить у него верх и положить туда гнет? Мы полагаем, что если давлением конструкцию не разорвет, то в первом приближении получится нечто стоящее с точки зрения постоянства параметров.

Хотелось бы добавить, что держать бак заполненным не нужно. Это плохо скажется на долголетии всей системы. Поэтому неплохим вариантом будет сделать небольшой компрессор для накачки колес без всякой регулирующей арматуры. Если бак будет небольшой, то наполнится он достаточно быстро. Чаще всего давление нагнетают до 6 – 8 атм. И гидропневмоаккумулятор по всей вероятности продляет рабочее значение в системе. В частности, давление газа в нормальном состоянии внутри может составлять 3 атм. И тогда ниже этого значения не опустится планка, пока бак полностью не опорожнится. Затем его можно наполнять снова. Такой режим допускается обеспечить как регулирующей арматурой, так и самоличным слежением за состоянием системы. Поставьте свисток от чайника на перепускной клапан, наконец!


В целом изготовление компрессора своими руками избавит от необходимости тратить деньги. Но делать это стоит, когда все необходимое уже есть под рукой. Аналогичное заводское изделие для накачки шин стоит всего лишь пару тысяч. Вы можете видеть, что затраты, приведенные в самом начале, лишь немного меньше. Зато холодильный компрессор может дать и 15, и 20 атм при хорошем раскладе. Этого хватит на долгую непрерывную работу.

И вот еще что хотелось бы добавить. В холодильнике компрессорный двигатель защищен специальным реле. Вы про него слышали. Оно защищает от перегрева и помогает асинхронному двигателю запуститься. В новых поступательных компрессорах последнее излишне. Там внутри находится катушка индуктивности, которая толкает сердечник. А вот защита от перегрева нужна в любом случае: компрессор из холодильника – устройство неприхотливое и долговечное, но требующее бережного отношения. А сделать своими руками что-нибудь иногда приятно, если время имеется.

Те, кто выполнил все необходимые операции, отмечают, что использование компрессора отличается низким шумом. Дело в том, что к домашней бытовой технике требования повышенные. Вот и результат. Дополнительный плюс устройства в том, что его можно использовать и дома. Питание идет однофазным током. Фактически это получается тот же самый холодильник, минус потребление ламп освещения. А в NoFrost еще и вентиляторы отсутствуют. Иногда охлаждение двигателя бывает принудительным. Если решите сделать компрессор из холодильника, перенесите всю систему как есть. Это обеспечит нормальный режим работы двигателя, убережет его от перегрева.