Компрессор из холодильника своими руками

Не проблема сделать компрессор из холодильника своими руками, но не каждому известно, как правильно эксплуатировать устройство. Порадуйтесь тому, что стандартный ДХМ выдает давление 10 атм (хватит накачать колеса легкового авто), тогда как специальные профессиональные станции часто изготавливаются и на 2 атм. Несложно догадаться, что и заводской компрессор тоже наделен рядом преимуществ. Так в чем же они? Вот сегодня и попробуем оценить эти тезисы на состоятельность. Что такое компрессор, для чего нужен. Начнем с 10 отличительных признаков доморощенного решения.

Профессиональные и самодельные компрессоры, 10 отличий

В этом случае рекомендуем начать читать обзор с конца. 10 отличий, которыми обладает мотор-компрессор холодильника, вот так вот сразу не поймешь без знания принципов работы.

  • Профессиональный компрессор использует рядовой асинхронный электродвигатель, который через ременной привод или напрямую передает момент движения рабочей камере с механизмом перекачки фреона. Чаще там обыденный поршень. Холодильный компрессор собирается в одном корпусе с двигателем и без ремней.
  • Заводской профессиональный компрессор для технических нужд снабжается правильным набором автоматики и агрегатов, это клапан аварийного сброса давления, измеритель-выключатель давления, входной фильтр, выходной фильтр, манометры, ресивер в виде стального баллона. Холодильный компрессор придется устанавливать, самостоятельно просчитав все варианты, и, подбирая регулировочное оборудование.

Компрессор

  • Хотя заводской компрессор часто работает под управлением автоматики. Простейшие модели постоянно приходится выключать по таймеру. Время засекается вручную на часах. Холодильные компрессоры оборудуются защитными реле (помимо пусковых). В этом случае двигатель выключается при перегреве чувствительного элемента и едва ли сгорит.
  • Смазка в заводском компрессоре отдельная проблема. Промышленность выпускает даже сухие модели поршней с графитовыми кольцами. Моторесурс у них поменьше, как и стоимость. Зато смазывать не надо, и воздух будет чистым. Это важно для капризных краскопультов, не терпящих примесей и при подкачке шин в гараже (пневмоинструмент, наоборот, масло любит, требует установок на шланг масленок-лубрикаторов). Холодильные компрессоры купаются в масле, как и кондиционерные. Плавают в ванне, а кроме того можно высверлить на корпусе отверстия для забивки солидола и других подходящих веществ или использовать для этого сервисный патрубок. Синтетическое масло плохо сочетается с натуральный, поэтому не стоит бездумно лить внутрь то, что душе угодно.
  • Холодильный компрессор изготовлен по нормам бытовой техники, чтобы работать бесшумно, если герметично надеть на него все трубки, то это состояние будет сохраняться. Никто из соседей по гаражам не услышит, что покорный слуга правления кооператива решил подкачать колеса. Заводской компрессор для технических целей ведет себя более пафосно, потому что требования к нему иные.

Гаражный компрессор

  • Холодильный компрессор ничего не стоит, потому что снимаем агрегат со старой бытовой техники. Регулирующую арматуру придется докупить, но цена укладывается в пределы одной тысячи рублей. Заводская компрессорная станция покупается в магазине на общих условиях. Для сравнения автомобильный насос Airline Classic-2 CA-030-02 с производительностью 30 литров в минуту на 7 атм продается по 1400 рублей, но не дополнен ресивером (точнее баллон маленький), а потому малопригоден для иных целей кроме подкачки колес.
  • Из холодильного компрессора соорудите станцию по потребностям, как многие и делают. Настроить же покупной прибор агрегат не представляется возможным. Если производительность невелика, то только и останется, что колеса велосипеда качать. Самодельный же компрессор снабдите большим ресивером. Накачав внутрь 8 атм, пользоваться большинством пневмооборудования будет в радость. А это дополнительный плюс.
  • Компоновка компрессорной станции уже заранее задана. Авторский же джентльменский прибор вольны размещать так, как душа просит. Некоторые заключают детали сборки вовнутрь ангарообразного корпуса, каким раньше оснащались швейные машинки, и снабжают это ручкой для ручной транспортировки.
  • Корпус компрессора холодильника сделан черным, чтобы лучше отдавать тепло, но некоторые и вовсе срезают верхнюю часть кожуха для усиления охлаждения. Рекомендуем вместо этого поставить вентилятор, который бы обдувал снаружи устройство.

Компрессор из холодильника

  • Холодильный компрессор в нашей стране идет с исполнением УХЛ, следовательно, зажат некоторыми ограничениями по условиям эксплуатации. Это во всяком случае температурный предел выше 10 ºС. Вот ориентировочные значения для всех климатических исполнений:
  1. N (нормальный) – 16-32 ºС.
  2. SN (субнормальный) – 10-32 ºС.
  3. T (тропический) – 18-43 ºС.
  4. ST (субтропический) – 18-38 ºС.

Гораздо чаще встречаются комбинированные классы, которые обозначаются через тире и включают оба диапазона сложением. Например, 16-38 ºС. Приведенные отличия, конечно же, не единственные, но мы попытались дать понять, что самодельная станция из холодильного компрессора иногда даст 100 очков форы покупной, хотя прибор и не предназначен для работы с воздухом. Однако в процессе штатной эксплуатации внутрь попадают и масло, и вода, и воздух. Поэтому нельзя сказать, что холодильный компрессор упадет в обморок, если вдруг увидит кислород или азот у себя в кожухе.

Рабочее давление в холодильниках достигает 25 атм (в зависимости от модели), и этого достаточно для бытовых нужд. Главное ресивером побольше запастись.

Конструкция компрессора глазами Кулибина

Мотор компрессора часто имеет три патрубка:

  • входной для фреона;
  • выходной для фреона;
  • технологический для мастера.

Двигатель купается в масле, где растворяется и фреон. Вот почему так сложно правильно изменить тип хладагента. При вакуумизации подождите, пока масло отдаст старый фреон. Для этого компрессору придется поработать вхолостую. Процесс замены масла не слишком прост, хотя можно выполнить и эту процедуру. В любом случае перед заправкой внутри нет ни воды, ни воздуха, ни старого фреона. Зачем нужно это делать? Старый R12 считается опасным для озона, потому и меняется на новый, тоже взрывоопасный, но не в тех концентрациях, которые присутствуют в эксплуатируемых холодильниках. А точнее – в окружающей среде поблизости.

Читайте также:  Какую швейную машину купить

При работе любители экспериментов отмечают, что из выходного патрубка выбрасывается масло. В холодильнике это не приводит ни к каким летальным последствиям. Во всяком случае жидкость стекает обратно в масляную ванну. В случае же, когда соорудите самодельный компрессор из холодильника, придется поставить на выходе очистные фильтры. Такие обязаны остановить масло, а иногда и воду. Автолюбители применяют фильтры тонкой очистки топлива, например, из Лады Калина по цене 100 рублей за штуку. Во время работы будет видно через пропускающий свет корпус, как бумажная начинка раздувается. Главное, чтобы не разорвало.

Работа компрессора

С этой точки зрения полезно будет установить предохранительный клапан, а китайский пистолет с манометром купить вроде бы не проблема. А теперь пара слов об устройстве. Главными составляющими самодельной компрессорной станции назовем:

  • компрессор;
  • ресивер;
  • регулирующая арматура;
  • соединительные шланги.

Ресивер представляет собой бак, который рекомендуют сделать из огнетушителя подходящей емкости, но авторам больше нравится идея сварить деталь из куска толстой трубы и листовой стали. Мало того, что размер подберете по месту и потребностям, так еще и арматура врезается в произвольных местах. А понадобится четыре отверстия:

  • входное от компрессора;
  • выходное для использования;
  • контрольное для манометра;
  • сервисное для слива конденсата.

Последнее располагают строго у дна емкости. Прежде чем сделать компрессор самостоятельно, найдите документацию на снятый с холодильника агрегат. Если лень, то рассчитывайте на рабочее давление 8 атм. Этого хватит для подкачки колес и продува двигателя с лихвой. Для продувки свечей понадобится и 15 атм. При выборе арматуры рассчитывайте на это максимальное давление с запасом.

Контрольный патрубок снабжается не только манометром, но датчиком давления, который производит автоматическое отключение по достижении заданного значения. Снимайте компрессор из холодильника своими руками вместе с пускозащитным реле (а бывает и два реле в отдельных корпусах). Питание этого набора механизмов идет от сети 220 В. Лучше будет найти и сетевой фильтр, например, старенькой стиральной машины. Агрегат защитит прибор. В гараже часто сваривают, стабильность напряжения та еще. Не говоря о том, что номинал отличается от стандартного.

Наконец, пару слов о том, как работает компрессор. Ресивер нужен для стабилизации давления, а также позволяет поработавшему мотору отдохнуть. Компрессор закачивает в баллон воздух, руководимый управляющей арматурой. Перепускной клапан предохраняет систему от аварии, а пускозащитное реле контролирует нормальный режим работы двигателя и защищает от перегрева. Воздух накачивается в ресивер и забирается оттуда выходным шлангом с фильтром. На входе в компрессор наружный воздух также очищается от пыли и по возможности влаги. Некоторые автомобилисты накачивают в ресивер 8 атм и так хранят устройство неделями. Этого делать нельзя, хотя и можно!

На этой шуточной ноте с серьезными последствиями прощаемся ровно до следующего раза.

Простейший компрессор из старого холодильника

Существует уже миллиард вариантов, но каждый раз найдутся люди, которым мало. Как сделать компрессор из холодильника своими руками, эта дилемма мучает искателей ночами. Сегодня предлагается начать рассмотрение проблемы с минимального набора аксессуаров, которые вместе составят прибор для накачки колес, обдува поверхностей или источника воздуха для краскопульта. Применений сжатой струе много, но даже не надейтесь запитать самоучкой изготовленным агрегатом отбойный молоток. Хотя уверены, что найдутся люди, которые будут терпеливо накачивать 500 литров до нужного давления, чтобы посмотреть, что выйдет. На портал тогда тоже фото присылайте, будет лишняя реклама проекту! Не нашему, разумеется.

Компрессор из холодильника

Итак, для простейшего компрессора понадобятся:

  1. Фильтр воздушный из легкового авто, рассчитанный на нужное давление. Цена вопроса в пределах 100 рублей.
  2. Клапан сантехнический перепускной (ограничительный, подрывной), совмещенный с обратным на 6 атм. Идет по цене 150 рублей за штуку.
  3. Шланг из синтетики (полимера, резины), который не лопнет от 6 атм. 25-метровая бухта стоит 1000 рублей. Если найдется отрезок нужной длины, понятно, что будет стоить меньше.
  4. Пистолет китайский без манометра. Лакомый агрегат стоит 750 рублей, а рядовой найдете втрое дешевле.
  5. Баллон накопительный требуемой емкости. Чем больше, тем реже придется включать компрессор.
  6. Соединительные коммуникации из медных трубок или шлангов произвольной формации. Что найдется под рукой.

Баллон будет аккумулятором (ресивером), где накапливается воздух. Давление снижается по мере работы (по гиперболе), но это не важно, когда речь идет о накачке шин, где порог не выше 3 атм. А вот для пневмоинструмента это критично. Однако по нашим соображениям во многих случаях самодельная конструкция наделена своими преимуществами.

Итак, начнем с бака. Прочный, из стали, как минимум, с тремя патрубками:

  • входной;
  • выходной;
  • для слива конденсата.

Последний патрубок после установки емкости находится строго внизу, чтобы жидкость выливалась без проблем. С компрессором проблема в том, что он будет пытаться выплюнуть масло. Поэтому выходной патрубок загните так, чтобы смотрел строго вверх. В этом же направлении должен и уходить шланг по направлению на бак. Заборный патрубок также загибаем вверх и снабжаем недлинным отрезком из резиновой трубки, на конец которой насажен воздушный фильтр легкового авто. Возможно, что пойдет и топливный от Лады Калина. Здесь давления не будет, поэтому и требования сравнительно низкие.

Простой компрессор

Водный обратный&перепускной клапан служит двум целям. Ставится между баллоном и компрессором и не дает воздуху выйти назад, а также представляет собой простейший индикатор того, что давление достигло заданного. При 6 атм начнет шипеть, это значит, что пора двигатель компрессора выключать. Типичный холодильный агрегат выдает минимум 15 атм, поэтому за мотор бояться нечего. Если имеется желание достичь экстраординарной дополнительной безопасности, ввинтите на выходе из баллона перекрывной вентиль, сантехнический подойдет (не грабьте ЖЭК). При заполнении баллона этот кран можно блокировать.

Теперь собираем детали вместе, укрепляем баллон. После запуска компрессора набор воздуха будет идти до тех пор, пока не сработает перепускной клапан, в этом случае подачу воздуха следует прекратить, выключив двигатель.

Читайте также:  Как выбрать пароочиститель

Сложные конструкции компрессоров для гаража из старых холодильников

В предыдущем случае не устраивает то, что прибора нельзя оставить без присмотра (не в том смысле, что унесут, но взорвется чего доброго). Хотя ничего страшного не случится, если перепускной клапан начнет свистеть, ничего хорошего в этом тоже нет. Еще одна проблема в том, что если арматуру заклинит, и автоматика не сработает, то что-нибудь разорвется, или компрессор сгорит. Для предотвращения этого неплохо бы манометр поставить. Но люди делают по-другому. Покупают пневмореле давления, которое отключает двигатель компрессора. В комплекте берется манометр, иногда с двумя выходами. Типичный китайский набор стоит 1500 рублей и позволяет регулировать любую пневматику нужным образом. При этом отказываться от обратного клапана с перепуском не нужно, просто на выход добавляем еще и эту регулирующую арматуру.

Компрессор своими руками

Сие позволит выключать двигатель автоматически. У реле давления два порога срабатывания: верхний и нижний. Оно работает по схеме с гистерезисом. Например, запускает двигатель замыканием контактов на давлении 4 атм, а выключает на 6 атм. Вот этот промежуток между 4 и 6 и будет рабочим для накопителя. Манометры нужны для контроля, потому что пневматическая автоматика может ломаться. По этой же причине и рекомендуем оставить в системе обратный&перепускной клапан, это будет лишней подстраховкой. Вот как выглядит сборка в деле:

  1. Компрессор забирает воздух через патрубок, оснащенный фильтром.
  2. Выходной шланг, идущий к баку, оснащается обратным&перепускным клапаном.
  3. Регулирующая арматура располагается на выходе из бака, сразу после нее стоит запорный вентиль.
  4. В дне бака имеется патрубок для слива конденсата.
  5. От регулирующей арматуры шланг идет на пистолет.
  6. Реле давления размыкает и замыкает контакты питания компрессора электрическим током.

Добавим к этому, что некоторые вместо обыкновенного бака используют пневмогидроаккумулятор, но о пользе такого технического решения рассуждать не беремся. Судя по рисункам и диаграммам, можно сказать, что каждому из типов упомянутых устройств присущи недостатки:

Сложный компрессор

  1. Поршневые расширительные баки выдают постоянное давление, и это плюс. Но работают за счет поступательного поршня, который под гнетом давит на сжимаемый объем. Понятно, что сложно в таких условиях обеспечить герметичность уплотнительными кольцами, да еще ко всему прочему и само устройство весит немало.
  2. В пружинных накопителях груз заменен упругими витками стали. Как мы знаем из физики, сила давления в этом случае будет пропорциональна растяжению. Поэтому давление линейно падает с уменьшением объема. Не так плохо, если не считать того, что в продаже подобные устройства сложно найти, и изнашиваются сильно со временем.
  3. Мембранные расширительные баки нонче самые популярные. Вот только проблема с ними в том, что давление падает по квадратичному закону. Точнее говоря, это гипербола. В таких условиях постоянства ждать не приходится, зато долговечность гарантирована.

Соль последней схемы напоминает оболочку Киндер-сюрприза из яйца. Это такой бочонок, куда вставили мембрану. Форма и порядок монтажа различны, но беда в том, что по другую сторону находится воздух под давлением, который создает дополнительный перепад вместе с каучуком. Получается боле менее приемлемая схема. Про гиперболу уже рассказали. А что будет, если взять расширительный бак с поперечной мембраной, отпилить у него верх и положить туда гнет? Полагаем, что если давлением конструкцию не разорвет, то в первом приближении получится нечто стоящее с точки зрения постоянства параметров.

Хотелось бы добавить, что держать бак заполненным не нужно. Это плохо скажется на долголетии всей системы. Поэтому подходящим вариантом будет сделать небольшой компрессор для накачки колес без регулирующей арматуры. Если бак будет невелик, то наполнится достаточно быстро. Давление нагнетают до 6 – 8 атм. И гидропневмоаккумулятор по всей вероятности продляет период существования рабочего значения в ресивере. Давление газа в нормальном состоянии внутри может составлять 3 атм. И тогда ниже этого значения не опустится планка, пока бак не опорожнится на 100%. Затем его наполните снова. Выгодный режим допускается обеспечить как регулирующей арматурой, так и самоличным слежением за состоянием установки. Поставьте свисток металлического чайника на перепускной клапан, наконец!

Итого, изготовление компрессора очумелыми руками избавит от необходимости потратить деньги. Но делать это стоит, когда необходимое уже куплено (есть под рукой). Аналогичное заводское изделие для накачки шин стоит всего пару тысяч папуасских бананов. Вы можете видеть, что затраты, приведенные вначале в качестве ориентира, лишь немного меньше. Зато холодильный компрессор даст и 15, и 20 атм при удачном раскладе. Этого хватит на долгую непрерывную работу.

И вот еще что хотелось бы добавить. В холодильнике компрессорный двигатель защищен специальным реле. Вы про него слышали. Защищает от перегрева и помогает асинхронному двигателю запуститься. В новых поступательных компрессорах последнее излишне. Там внутри заныкана катушка индуктивности, которая толкает сердечник. А вот защита от перегрева нужна в любом случае: компрессор из холодильника – устройство неприхотливое и долговечное, но требующее бережного отношения. А сделать очумелыми руками что-нибудь экстравагантное иногда приятно, если время имеется, а сил невпроворот.

Те, кто выполнил необходимые перечисленные технологические операции, отмечают, что использование компрессора отличается низким шумом. Дело в том, что к домашней бытовой технике требования к децибелам повышенные. Вот и результат. Дополнительный плюс устройства в том, что можно использовать и дома (подальше от цветов жизни). Питание идет однофазным током. Это получается тот же самый холодильник, минус потребление ламп освещения. А в NoFrost еще и вентиляторы отсутствуют. Иногда охлаждение двигателя бывает принудительным. Если решите сделать компрессор из холодильника, перенесите систему как есть. Это обеспечит нормальный режим работы двигателя, убережет от перегрева.