Электропроводка в гараже своими руками

ПУЭ и СП различного рода ничего нам не говорят о том, как выполняется электропроводка в гараже своими руками. Между тем это помещение, которое по классу пожароопасности никак не ниже П-IIА. В общем, начало ведётся с расчёта класса гаража. И это будет для каждого своя цифра. Очень многое зависит от количества топлива, хранимого внутри, в том числе в бензобаке автомобиля. Давайте посмотрим на требования к электропроводке в гараже.

Как рассчитать класс пожароопасности своего гаража, и зачем это нужно

Все требования к изготовлению электропроводки нормируются согласно классам опасности помещения. К лимитирующим факторам относят:

  1. Горючие материалы: жидкие, твёрдые, взрывоопасные.
  2. Наличие проводящих электрический ток потолков, стен, полов.
  3. Влажные работы (термин из стандартов), то есть стирка, мойка, санузлы.
  4. Отдельным разрядом идут работы на улице.
СП 12.13130.2009

СП 12.13130.2009

В нашем случае ограничений может быть достаточно много, но мы начнём с пожароопасности. Согласно СНиП 21-02 (п. 5.1.6) следует вести расчёт по СП 12.13130. В свою очередь наш гараж подпадает под Приложение Б упомянутого документа. Где написано, что сортировка по категории пожароопасности от В1 до В4 проводится согласно общей теплоте, выделяемой при сгорании имеющегося в помещении количества топлива. Понятно, что много зависит от категории горючего. Потому что удельная теплота разная. Вот данные из таблицы:

  • Удельная пожарная нагрузка до 180 МДж/кв.м – класс пожароопасности В4.
  • Удельная пожарная нагрузка от 181 до 1400 МДж/кв.м – класс пожароопасности В3.
  • Удельная пожарная нагрузка от 1401 до 2200 МДж/кв.м – класс пожароопасности В2.
  • Удельная пожарная нагрузка от 2201 МДж/кв.м – класс пожароопасности В1.

Пожарная нагрузка суммируется по всем видам топлива, имеющимся в гараже. Допустим, для бензина АИ-95 удельная теплота сгорания составляет порядка 32 Мдж/л (при температуре окружающей среды порядка 15 градусов Цельсия). Это значит, что Toyota Ipsum 98 года выпуска содержит в своих недрах (при полном запасе) 60 х 32 = 1920 МДж гипотетических проблем. Для получения удельной пожарной нагрузки гаража нужно эту цифру разделить на площадь пола. Вы видите, что при размерах стен 3 х 3 метра помещение явно попадает в категорию В3. А вот если бы гараж был чуть побольше (5 х 6 = 30 кв. м), класс пожароопасности бы сразу понизился до В4.

Обратите внимание, что делить согласно СП 12.13130 нужно минимум на 10. Но и размещать тогда уже запас топлива можно далеко не везде. Из этого прямо следует, что класс пожароопасности для себя должен посчитать каждый читатель самостоятельно.

Затем уже применять конкретные нормы и правила. Причём для тех, кто решил перейти на жидкий (компримированный) газ, имеются отличные от указанных инструкции. В этом случае требуется дополнительный расчёт, в ходе которого может оказаться, что класс пожароопасности помещения повысился до А или Б. Клёвыми здесь являются формулы:

  • Выполняется расчёт критического объёма помещения: V = 1000 M / 2,886 = 346,5 M, где 2,886 – масса в граммах на метр, предельно допустимая для помещений без аварийной вентиляции. М – это масса газа, которая будет выброшена в помещение. Для этого уточняется количество заправленного топлива.
  • Допускается учитывать работу аварийной вентиляции. В этом случае коэффициент 2,886 умножается на К = А Т + 1. Где А – кратность обновления воздуха в гараже за счёт действия аварийной системы, Т – период в течение которого будет существовать утечка. Вы видите, что допустимый объем гаража можно существенно уменьшить, перемещая его в более низкий класс опасности.
  • Полученное значение сравнивается со свободным объёмом помещения. Оно образуется вычитанием из габаритов стен занятого пространства. Если затруднительным является подсчёт, то допускается величину свободного объёма гаража брать в количестве 20% от общего.
  • Если выходит так, что минимальный расчётный безопасный объем гаража менее свободного, то категория автоматически становится наивысшей – А. В противном случае – всего лишь В2.
Просторный гараж

Просторный гараж

Правила размещения электрооборудования

Мы даём голову на отсечение, что по крайней мере половина автомобилистов пытается применять розетки на улице. На этот случай присутствует явное указание ПУЭ 7 поводить питание 220 В через дифференциальный автомат с порогом срабатывания не выше 30 мА. Фактические условия улицы приравниваются к санузлу в этом плане. А значит, не помешает знать ещё два условия: допускается вести питание пониженным напряжением (до 50 В переменного тока).

Читайте также:  Как выбрать циркулярную пилу

Если помещение попало в класс пожароопасности и взрывоопасности А, то оно оборудуется согласно категории В1а (п. 7.3.41 по ПУЭ 6) по ПУЭ 7 (защитная оболочка). При этом предъявляется целая куча дополнительных требований, например:

  1. Установка аварийной вентиляции с кратностью обмена не ниже 5. Это оборудование также относится к электрическому, следовательно, должно учитываться в процессе проектирования системы. Одновременно с включением аварийной вентиляции обесточиваются все другие потребители.
  2. Установка датчиков контроля содержания опасного газа. Понятное дело, что это оборудование также причисляется к электрическому, следовательно, должно быть учтено. Датчики контроля и система аварийной вентиляции обеспечиваются проводкой по категории надёжности 1 согласно ПУЭ 7.
  3. Часть стен гаража следует заменить легкосбрасываемыми конструкциями по СНиП 2.09.02.
  4. Все электрооборудование ставится во взрывозащищенном исполнении. СП 31-110 говорит нам, что в этом случае нужно использовать светильники по ПЭУ 6 п. 7.3 и 7.4 (в новой редакции исключены).
Защита авто и гаража

Защита авто и гаража

Вот что пишут в ПУЭ 7 по поводу электроустановок во взрывоопасных зонах:

  1. Применяется взрывозащищенное оборудование по ГОСТ 17494. Степень защиты корпуса по IP определяется согласно таблице (см. п. 7.3.66 ПУЭ 6). Вы спросите, зачем нам устаревшие стандарты? Потому что в новых вопрос взрывоопасности газа тонко обходится. В помещениях класса В1а применяются установки с повышенной надёжностью против взрыва (искрящие или нагревающиеся выше 80 градусов Цельсия), либо обычные, но с корпусом по IP54 (и не нагревающиеся выше 80 градусов Цельсия).
  2. В гараже применяются стационарные светильники с повышенной защитой против взрыва, а переносные должны быть взрывобезопасными. Проблема в том, что стоит такое оборудование достаточно дорого. Поэтому нужно внимательно оценивать класс своего помещения в плане пожароопасности, чтобы не отдать лишних денег. Допускается применять устройства с щелевыми световодами.
  3. Распределительные устройства (щиты) запрещается ставить во взрывоопасных зонах любого класса. Монтаж нужно вести снаружи от гаража. В отдельных случаях допускается установка отдельных колонок, если их степень защиты не ниже, чем в таблице 7.3.11 ПУЭ 6.
  4. Запрещается применение неизолированных проводов во взрывоопасных зонах. По классификации на территории объектов BI и BI-A применяются только кабели с медными жилами. Алюминиевые запрещены (из-за большего рассеиваемого тепла). В том числе кабели из этого металла.
  5. Проводники заземления должны иметь изоляцию аналогичную фазным цепям.
  6. Запрещается использовать соединительные и ответвительные кабельные муфты за исключением искробезопасных цепей. Мы в точности не скажем, относятся ли сюда заливные. Потому что нет объяснений, чем вызвано это требование (нагревом или искрением). Также не поощряется создание под полом кабельных каналов, которые следует засыпать после прокладки песком.
  7. Все шины изолируются. Неразъёмные соединения выполняются сваркой или опрессовкой (про пайку молчок). Разумеется, шины должны быть из меди. Допускаются болтовые соединения, не допускающие самоотвинчивания.
  8. Обязательно проводится уравнивание потенциалов. По идее, корпус авто тоже должен быть включён в эту цепь временным соединением. Любое электрооборудование не только заземляется через розетку, но и зануляется (местными проводами). Этой процедуре также подлежат все светильники (те самые, которые дорого стоя).
Дополнительная защита в гараже

Дополнительная защита в гараже

До сих пор шли требования к взрывоопасным зонам, а ещё имеются пожароопасные гаражи. Их классификация приводится в п. 7.4 старых ПУЭ (шестой выпуск). Из сказанного мы должны уяснить, что тип топлива, размер бензобака, запасных канистр, площадь и тип конструкции гаража сильно влияют на стоимость оборудования. Если внутри машин вовсе не имеется, равно как и воспламеняющихся веществ, то меры значительно умягчаются. Тем же, кто захотел поставить, грубо говоря, цистерну с газом внутрь гаража, придётся достаточно туго.

Читайте также:  Как выбрать люстру

В любом случае не помешает сделать громоотвод, а к нему – контур заземления. Мы уже рассказывали, как это выполнить, напомним, что при нежелании использовать тросовую схему пик воздвигается приблизительно по центру крыши гаража. Формулы и ссылки смотрите в соответствующем обзоре, там уже указывается, каким образом изготовить контур заземления. Шина выполняется полосой из стали толщиной не менее 4 мм, либо прутом диаметром от 6 мм и более. Подземная часть состоит из не менее двух железных колов, неокрашенных, длиной от 2,5 метров и более. Расстояние между ними выбирается от трёх метров.

Логично заложить контур заземления ещё при строительстве гаража. В любом случае это понадобится для системы зануления (ведётся той же катанкой на 6 мм, если зона не взрывоопасная). Уравнивание потенциалов ведётся отдельно от сети электропитания. Заземление также придётся подвести из контура заземления, потому что – бьёмся об заклад – в гараж приходит просто пара старых алюминиевых проводов. Таким образом, нужно не только будет заземлить корпус распределительного щита, но и подвести шину внутрь, чтобы подключить всех потребителей.

Люди бывалые рекомендуют брать жилу по меди минимум на 4 квадратных миллиметра. Это, наверное, на случай использования сварки, который – как наши читатели уже догадались – и близко быть не должно к гаражу, где стоят заправленные автомобили. Разводка электропроводки в гараже производится по контурам: отдельно освещение, розетки, вытяжки. Если планируется потребление на точку раздачи от 6 кВт (включительно), то жила идёт без ветвления и соединительных муфт прямо до щитка. Ставить под монтаж электропроводки в гараже следует только дифференциальные автоматы. Многие будут против, потому что их стоимость на порядок выше, нежели обычных. Тогда сделайте исключение для освещения.

Лампы лучше всего брать на 12 В, светодиодные, под штыревые или резьбовые патроны. Питать местную сеть можно через специальный преобразователь. Поставьте его на DIN рейку в распределительном щитке прямо рядом с автоматами. Изготовление электропроводки для гаража начните с внимательного изучения всех составляющих местной системы снабжения. Схема может существенно разниться в зависимости от окружающей обстановки.

Что в итоге с нашим гаражом?

Вы спросите – зачем все эти требования? Ну, если не собираетесь их соблюдать, незачем было задавать такой вопрос поисковой системе! Мы рассказывали именно про то, как провести электропроводку в гараже, как определить класс пожарной и взрывоопасности. Вы теперь знаете, где посмотреть, куда заглянуть. И наверняка укладка электропроводки в гараже не покажется такой сложной, как до прочтения этого обзора.

Зато теперь можно без проблем поставить вытяжку на свой погреб: системы на 12 В разрешены даже во влажных помещениях, поэтому особых проблем не возникнет. Перед тем, как сделать электропроводку в гараже, разбейте его на участки, посмотрите, какие приборы и где можно применить. Может быть, кто-то захочет избавиться от конденсата в погребе, либо сушить в гараже овощи и фрукты. Все это реально, просто нужно учесть все требования, а потом подумать, как можно сэкономить свои средства на снижении требований путём изменения условий.

А мы на этом прощаемся. Задавайте вопросы, а мы постараемся на них ответить, если будет время.