Ремонт музыкального центра своими руками

Музыкальный центр предназначен для считывания носителей и прослушивания трансляции радиодиапазона. Модуль приемника легко обнаружить после разборке по наличию тонкого металлического (фольга) экрана. Внутри стальной коробки: усилитель высокой частоты, гетеродин, смеситель и прочие каскады. Как правило, ремонту электронные микросхемы не подлежат, а отдельные запасные части стоят дороже, нежели приспособление в целом. В музыкальных центрах используется супергетеродинная схема с одним преобразованием частоты. Заключительным каскадом ставят стереоусилитель низкой частоты, через который в музыкальном центре на колонки проходит звук. Развязка через транзисторные ключи, управляемые положением регулятора на передней панели бытового прибора. Ремонт музыкального центра своими руками не всегда возможен, но интересно посмотреть, что же внутри.

Устройство типичного музыкального центра времен миллениума

Попробуем посмотреть, как самостоятельно починить музыкальный центр Samsung. Попалось в руки дельное техническое описание, будем читать. А ремонт музыкальных центров Sony оставим на следующий раз. Радиоприемники в музыкальных центрах широковолновые, причем создатели не слишком заморачивались со схемой, а делали два тракта:

  1. Для амплитудной модуляции на средних и низких частотах.
  2. Для частотной модуляции на УКВ.

Современный музыкальный центр

Не будем расписывать тонкости деления диапазонов, просто запомните, что маленькие антенны FM работают на прием частотно модулированного сигнала. Тракты могут быть выполнены как на одной микросхеме (наподобие КА2295Q), так и по отдельности. До детектора оба тракта несовместимы в силу обработки сигнала. Усилить слабый сигнал антенны и смешать с частотой гетеродина можно было бы, если бы не та тонкость, что каждый каскад на этой Земле пока еще имеет ограничение по полосе частот. Вот поэтому, повторимся, до детектора включительно тракты идут раздельно. Преимущество интегрированного решения в высокой специализации, автоматическая подстройка частоты избавляет от беспокойства по поводу неуверенного приема сигнала музыкальным центром.

До сих пор многие не представляют себе прибор, который не умеет проигрывать кассеты. Дек чаще две, причем работают на воспроизведение попеременно, что контролируется механически. На уровне схемы происходит переключение усилителя на нужную головку. Лентопротяжный механизм с одним мотором, тянет ленту, а бобины чуть подпружинены. Тракты записи и воспроизведения раздельные, причем можно писать:

  • с кассеты на кассету;
  • с приемника на кассету;
  • со считывателя лазерных дисков на кассету.

Сегодня к этому добавляется еще микросхема для дешифровки форматов MP3 и других. Поток также входит на усилитель низкой частоты. Заметить эту микросхему не сложно, корпус посажен под добротный радиатор солидных размеров. Здесь теряется львиная доля энергии, потребляемой музыкальным центром, потому что прочие каскады работают с сигналом малой амплитуды.

Кассетно-дисковый музыкальный центр

Воспроизведение одновременно с магнитофона и лазерного диска не предусматривается. Это имело бы некий смысл при микшировании домашних авторских записей. Микрофон работает во всех режимах. Это позволяет писать на пленку караоке или подпевать артистам по радио.

Читайте также:  Как сделать антенну для WiFi

Предварительные усилители записи и считывания собираются в одной микросхеме, например, К22291. Ток стирания пленки вырабатывается транзисторным генератором. Понятно, что частота отличается от звуковой и сильно. Нельзя забывать и о программно или микросхемно реализованном эквалайзере. На самом деле нет ничего сверхъестественного, это просто каскад, который делает акцент на тот или иной участок спектра проигрываемой записи. К примеру, рок принято слушать с басами, поэтому фильтр нижних частот вносит лепту.

Работой привода лазерных дисков заправляет контроллер, который отвечает за фокусировку и отслеживание дорожек. В Samsung применяется микросхема КА9220, которая управляет двигателями через приводное устройство КА9258 и усилители. Моторов в приводе два, один вращает диск, второй позиционирует головку. Контроллер КА9220 заправляет работой и предварительно расшифровывает сигнал с головки. Дальнейшая обработка звука ведется в процессоре сигналов KS9282, где сигналы корректируются, интерполируются. Для устранения высокочастотных помех проводится фильтрация на микросхеме КА9270.

Микросхема КА9270

В музыкальном центре обязательно стоит системный контроллер. Это микросхема, которая ведает режимами работы оборудования. В некоторых музыкальных центрах Samsung для этих целей используется MICOM LC866216. Для интерактивности контроллер дополнен панелью индикации и клавишами. Посредством интерфейса пользователь управляет музыкальным центром. Кроме того, на фронтальной панели расположен приемник инфракрасного излучения пульта управления. Стоит отметить, что центральный контроллер анализирует положение ручки громкости и формирует сигналы для подстройки усилителя низких частот (та микросхема на большом радиаторе). Шина управления цифровая, поэтому не стоит искать регулятор звука на транзисторе.

Источник питания импульсный. Содержит фильтры входного сигнала, генератор высокочастотных импульсов, управляющий ключом на транзисторе, выходные фильтры, иногда выпрямители на диодах Шоттки. Напряжения стабилизируются. Трансформатор и предохранители выносятся на отдельную плату. Если прибор не включается вовсе, то ремонт музыкального центра своими руками логично начинать отсюда. Напряжений питания несколько, в этом случае обязательно прозвоните и вторичные обмотки.

Ремонт музыкального центра

Принципиальная схема музыкального центра

Рассмотрим приемник. В случае с музыкальными центрами Samsung в УКВ диапазоне сигнал с телескопической антенны приходит на преселектор (набор резонансных контуров для фильтрации канала и усилитель высокой частоты). Далее следует типичная схема: смеситель с гетеродином, детектор. Перестройка контуров проводится варикапами при помощи напряжения от микросхемы автоподстройки частоты музыкального центра LM7000. Для сглаживания сигнал фильтруется перед подачей на варикапы. Частота гетеродина приемника также контролируется микросхемой LM7000. Селекция сигнала производится преимущественно в усилителе промежуточной частоты. До него частота скачет, тогда как здесь принимает фиксированное значение (10,7 МГц). Следовательно, и пьезокерамические фильтры настраиваются проще.

Читайте также:  Какую вязальную машину выбрать

Микросхема КА2295Q, как указывалось выше, представляет собой комбинацию амплитудного и частотного детектора и выделяет полезный сигнал из несущей. Кроме того сюда же входит весь тракт средних и длинных волн. В том числе гетеродины, смесители, усилители. Первый каскад снабжен автоматической регулировкой усиления. Для корректной работы частотного детектора музыкального центра необходим фазосдвигающий колебательный контур. Автоматическая регулировка усиления работает по сигналу со смесителя. Это необходимо, чтобы усилитель промежуточной частоты, преобразователь частоты не вышли в режим отсечки.

С детектора частотной модуляции через фильтр сигнал подается на стереодекодер пилот-тон. Информация о наличии стереосигнала выдается на центральный контроллер. Также можно выбрать режим регулятором принудительно. Таким образом центральный контроллер музыкального центра получает информацию о состоянии сигнала и управляет формированием звука. Балансировка каналов происходит через переменный резистор. Фильтрованный сигнал поступает на микросхему TDA 7318, где начинается каскад главного усилителя низкой частоты музыкального центра.

В диапазонах СВ и ДВ используются рамочные антенны с трансформаторной связью. Устройство музыкального центра включает транзисторы для коммутации каналов по диапазонам. Гетеродины также коммутируются по мере необходимости через электронные ключи. Подстройка ведется варикапами, подстройка производится по сигналам АПЧ. Усилитель высокой частоты является широкополосным и не коммутируется в музыкальном центре. Промежуточная частота в СВ и ДВ диапазонах составляет 450 кГц (типичное значение). Детектированный сигнал, не проходя через схему пилот-тон, сразу подается на фильтры и выходной усилитель приемника. Что касается СВ и ДВ, то схема обменивается с центральным контроллером музыкального центра о факте захвата частоты, что помогает «мозгу» быть в курсе событий.

Осталось добавить, что в любом случае имеется два канала, просто на частотах FM звучание разное, а на ДВ и СВ одинаковое. Что и называется, собственно, стерео и моно. При чтении кассет и дисков та же ситуация, хотя можно искусственно привести раздельное воспроизведение к слитному. При этом различия между каналами музыкального центра нивелируются.

Важно понимать, что основные виды неисправностей можно себе представить из внимательного изучения схемы. В этот раз не вместилось полное и законченное описание музыкального центра, но еще вернемся к этому. Мастер должен заранее знать, что сломается. Тогда и самостоятельный ремонт музыкальных центров покажется детской забавой.

Всегда ищите оригинальные заводские схемы и описания до копания в электронном нутре бытовой техники. Чертежи на микросхемы открыты правообладателями для свободного доступа. Назначение чипов расписано на сайтах заводов-изготовителей.