Ремонт музыкального центра своими руками

Музыкальный центр обычно предназначен не только для считывания носителей, но также и для прослушивания трансляции радиодиапазона. Модуль приемника легко обнаружить, потому что он заэкранирован от помех. Внутри стальной коробки находятся усилитель высокой частоты, гетеродин, смеситель и прочие каскады. Как правило, ремонту они не подлежат, потому что отдельные запасные части стоят дороже, нежели все приспособление в целом. В музыкальных центрах обычно используется обычная супергетеродинная схема с одним преобразованием частоты, понятно, что последним каскадом является стереоусилитель низкой частоты, через который в музыкальном центре на колонки проходит любой звук. Развязка осуществляется транзисторными ключами, управляемыми положением регулятора на передней панели бытового прибора. Ремонт музыкального центра своими руками не всегда возможен, но всегда интересно посмотреть, что находится внутри.

Устройство типичного музыкального центра времен миллениума

Попробуем посмотреть, как самостоятельно починить музыкальный центр Samsung. Попалось в руки хорошее техническое описание, будем его читать. А ремонт музыкальных центров Sony оставим на следующий раз. Обычно радиоприемники в музыкальных центрах широковолновые, причем создатели не слишком заморачивались со схемой, а делали два тракта:

  1. Для амплитудной модуляции на средних и более низких частотах.
  2. Для частотной модуляции на УКВ.

Современный музыкальный центр

Мы сейчас не будем расписывать все тонкости деления диапазонов, просто запомните, что маленькие антенны FM работают на прием частотно модулированного сигнала. Тракты могут выполнены как на одной микросхеме (наподобие КА2295Q), так и по отдельности. До самого детектора оба тракта несовместимы в силу обработки сигнала. Усилить слабый сигнал антенны и смешать его с частотой гетеродина можно было бы, если бы не та тонкость, что каждый каскад на этой Земле пока еще имеет ограничение по полосе частот. Вот поэтому, повторимся, до самого детектора включительно тракты идут раздельно. Преимущество интегрированного решения в его высокой специализации, в частности, автоматическая подстройка частоты позволяет не беспокоиться на предмет уверенного приема сигнала музыкальным центром. (См. также: Ремонт радиоприемника своими руками)

До сих пор многие не могут представить себе прибор, который не умеет проигрывать кассеты. Дек чаще всего две, причем работают они на воспроизведение попеременно, что контролируется механически. На уровне схемы происходит переключение усилителя на нужную головку. Лентопротяжный механизм с одним мотором, он именно тянет ленту, а бобины чуть подпружинены. Тракты записи и воспроизведения раздельные, причем можно обычно писать:

  • с кассеты на кассету;
  • с приемника на кассету;
  • со считывателя лазерных дисков на кассету.

Сегодня к этому добавляется еще микросхема для дешифровки форматов MP3 и других. Поток также входит на усилитель низкой частоты. Заметить эту микросхему обычно не очень сложно, она посажена на добротный радиатор солидных размеров. Именно здесь теряется львиная доля энергии, потребляемой музыкальным центром, потому что прочие каскады работают с сигналом достаточно малой амплитуды.

Кассетно-дисковый музыкальный центр

Воспроизведение одновременно с магнитофона и лазерного диска обычно не предусматривается. Это имело бы некий смысл при микшировании домашних авторских записей. Микрофон может работать во всех режимах. Это позволяет писать на пленку караоке или подпевать артистам по радио.

Предварительные усилители записи и считывания могут собираться в одной микросхеме, например, К22291. Ток стирания пленки вырабатывается транзисторным генератором. Понятно, что частота должна отличаться от звуковой и достаточно сильно. Нельзя также забывать про такое специфичное устройства как эквалайзер. На самом деле в нем нет ничего сверхъестественного, это просто каскад, который делает акцент на тот или иной участок спектра проигрываемой записи. К примеру, рок принято слушать с басами, поэтому фильтр нижних частот вносит свою лепту.

Работой привода лазерных дисков заправляет свой контроллер, который отвечает за фокусировку и отслеживание дорожек. В Samsung применяется микросхема КА9220, которая управляет двигателями через приводное устройство КА9258 и усилители. Моторов в приводе два, один вращает диск, второй позиционирует головку. Контроллер КА9220 не только заправляет работой, но и проводит предварительную расшифровку сигнала с головки. Дальнейшая обработка звука ведется в процессоре сигналов KS9282, где производятся коррекция, интерполяция сигнала. Для устранения высокочастотных помех проводится фильтрация на микросхеме КА9270.

Микросхема КА9270

В музыкальном центре обязательно имеется системный контроллер. Это микросхема, которая ведает всеми режимами работы оборудования. В некоторых музыкальных центрах Samsung для этих целей используется MICOM LC866216. Для интерактивности контроллер дополнен системой индикации и клавиш. Это позволяет пользователю управлять своим музыкальным центром. Кроме того, на фронтальной панели обычно имеется приемник инфракрасного излучения пульта управления. Стоит отметить, что именно центральный контроллер анализирует положение ручки громкости и формирует сигналы для подстройки усилителя низких частот (та самая микросхема на большом радиаторе). Шина управления цифровая, поэтому не стоит искать какой-то регулятор звука на транзисторе. (См. также: Ремонт акустических систем своими руками)

Источник питания обычно импульсный. В нем содержатся фильтры входного сигнала, генератор высокочастотных импульсов, управляющий ключом на транзисторе, выходные фильтры, иногда выпрямители на диодах Шоттки. Напряжения стабилизируются. Трансформатор и предохранители обычно выносятся на отдельную плату. Если прибор не включается вовсе, то ремонт музыкального центра своими руками логично начинать именно отсюда. Также необходимо учесть, что напряжений питания может быть несколько, в этом случае обязательно следует прозвонить и вторичные обмотки.

Ремонт музыкального центра

Принципиальная схема музыкального центра

Рассмотрим более подробно приемник. В случае с музыкальными центрами Samsung в УКВ диапазоне сигнал с телескопической антенны приходит на преселектор (набор резонансных контуров для фильтрации канала и усилитель высокой частоты). Далее следует типичная схема: смеситель с гетеродином, детектор. Перестройка контуров проводится варикапами при помощи напряжения от микросхемы автоподстройки частоты музыкального центра LM7000. Для сглаживания сигнал фильтруется перед подачей на варикапы. Частота гетеродина приемника также контролируется микросхемой LM7000. Селекция сигнала производится преимущественно в усилителе промежуточной частоты, и легко понять. До него частота скачет, тогда как здесь имеет фиксированное значение (10,7 МГц). Следовательно, и мощные пьезокерамические фильтры настраиваются проще.

Микросхема КА2295Q, как указывалось выше, представляет собой комбинацию амплитудного и частотного детектора и занимается выделением полезного сигнала из несущей. Кроме того сюда же входит почти весь тракт средних и длинных волн. В том числе гетеродины, смесители, усилители. Первый каскад снабжен автоматической регулировкой усиления. Для корректной работы частотного детектора музыкального центра необходим фазосдвигающий колебательный контур. Автоматическая регулировка усиления работает по сигналу со смесителя. Это необходимо, чтобы усилитель промежуточной частоты, преобразователь частоты не вышли в режим отсечки.


С детектора частотной модуляции через фильтр сигнал подается на стереодекодер пилот-тон. Информация о наличии стереосигнала выдается на центральный контроллер. Также можно выбрать режим регулятором принудительно. Таким образом центральный контроллер музыкального центра не только получает информацию о состоянии сигнала, но и управляет процессом формирования звука. Балансировка каналов происходит через переменный резистор. Фильтрованный сигнал поступает на микросхему TDA 7318, где начинается каскад главного усилителя низкой частоты музыкального центра.

В диапазонах СВ и ДВ используются рамочные антенны с трансформаторной связью. Устройство музыкального центра включает транзисторы для коммутации каналов по диапазонам. Гетеродины также коммутируются по мере необходимости через электронные ключи. Подстройка ведется варикапами, подстройка производится по сигналам АПЧ. Усилитель высокой частоты является широкополосным и не коммутируется в музыкальном центре. Промежуточная частота в СВ и ДВ диапазонах составляет 450 кГц (типичное значение). Детектированный сигнал, не проходя через схему пилот-тон, сразу подается на фильтры и выходной усилитель приемника. Что касается СВ и ДВ, то схема обменивается с центральным контроллером музыкального центра о факте захвата частоты, что помогает «мозгу» быть в курсе всех событий.

Осталось добавить, что в любом случае имеется два канала, просто на частотах FM звучание их разное, а на ДВ и СВ одинаковое. Что и называется, собственно, стерео и моно. При чтении кассет и дисков точно та же самая ситуация, хотя можно искусственно привести раздельное воспроизведение к слитному. При этом различия между каналами музыкального центра нивелируются.

Важно понимать, что основные виды неисправностей можно себе представить из внимательного изучения схемы. В этот раз мы не вместили полное и законченное описание музыкального центра, но как-нибудь еще вернемся к этому. Мастер должен заранее примерно знать, что может сломаться. Тогда и самостоятельный ремонт музыкальных центров покажется детской забавой.